Учетная норма обеспеченности жилой площадью. Какова норма площади жилого помещения на одного человека

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Законодательная норма предоставления и учетная норма
В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласитесь, уж больно мудрено сформулировали определение нормы предоставления законодатели. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г.Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека. Меньше быть не должно, больше – может быть.
Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан (о них разговор велся раньше), могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.

Учетная норма
Это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК). Другими словами – это норма постановки на учет. Например, в г.Лыткарино учетная норма установлена в размере 9 кв. метров общей площади. То есть, если на каждого члена семьи приходится – 9 кв. метров общей площади или меньше, такая семья должна быть принята на учет (при наличии, естественно, других условий).
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер ее не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. То есть, теоретически, учетная норма может быть равна норме предоставления.
В тексте Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма встречаются и в других местах, поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 80, наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.

Напридумывали, блин!

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в России в 2019 году. Как она определяется. Расчет по регионам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Жилищный вопрос для большинства граждан Российской Федерации остается особо актуальным на протяжении многих лет.

Решить его можно либо накопив средства и купив собственное жилье, либо, используя заемные средства, воспользоваться ипотекой.

Но если ни один из приведенных примеров не позволяет реализовать свое право на жилье, можно воспользоваться помощью со стороны государства.

Основные моменты

Определить показатель нормы метража в жилом помещении на одного человека как точную величину довольно сложно. На этот показатель влияет большое количество факторов.

Основным из них является пол жильцов. Но и кроме этого есть еще целый ряд нюансов, которые, в соответствии с законом, необходимо учитывать по данному вопросу.

В таком случае используется показатель минимальной нормы. Он указывает на площадь, которая необходима для проживания семьи, в зависимости от ее размеров.

При этом должны обеспечиваться все санитарные и социальные нормы. Создаваться комфортные условия. Этот показатель может различаться в разных регионах.

Предусмотрен ряд ситуаций, при которых крайне важно определить данный норматив своевременно. К ним относятся:

  1. Имущественные вопросы по разделу недвижимости.
  2. Временное переселение собственников жилья в другое помещение.
  3. граждан.
  4. Процесс расширения площади объекта недвижимости.
  5. Вычисление коммунальных платежей и т.д.

При установке данного норматива по регионам, основным фактором, влияющим на его величину, является плотность населения, которая различается в разных областях РФ.

Что это такое

Социальная норма площади жилого помещения – это один из показателей, определяемых согласно Российской Федерации. Она используется при необходимости выделения .

Ни в коем случае нельзя ее путать с показателем нормы предоставления. Она используется если жилье предоставляется на основании недвижимости.

Для этого используются объекты маневренного фонда, а так же в случаях, если прежнее имущество лица признано пострадавшим от стихийного бедствия, или собственник не в силах погасить .

Еще одним показателем, имеющим важное значение, является учетная норма. Она позволяет определить нормы при улучшении жилищных условий.

Основным назначением социальной нормы является поредение жилой площади для гражданина и его семьи. Важное значение она играет при выделении .

Как рассчитывается показатель

Исходя из всего выше сказанного, вы уже поняли, что социальная норма жилья это важный и весомый показатель при проведении многих операций с недвижимостью.

Поэтому крайне важно точно определять. Для этого учитывается ряд факторов, приведенных ниже:

  1. Количество человек в семье.
  2. Региональная обеспеченность граждан жильем.
  3. К какому типу относится помещение, выступающее жильем для семьи.

В таблице ниже вы можете рассмотреть средние показатели, которые принято считать классическими при определении нормы жилья.

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в Москве составляет 10 квадратных метров на 1 человека.

Если же жилплощадь, принадлежащая семье, не соответствует этим показателям, то они имеют право на улучшение жилищных условий.

Для этого собирается ряд документов, которые подаются в МФЦ . В случае, если большая часть доходов семьи уходит на , то они имеют право на субсидию.

Для чего необходимо так же собрать соответствующий пакет документов. Обратите внимание, что в большинстве случаев, с целью улучшения жилищных условий, семье выплачиваются денежные средства, но они составляют лишь часть нормы.

Законные основания

Как уже было сказано выше, данный норматив рассчитывается индивидуально по регионам. Но этот процесс регулируется рядом федеральных законодательных актов.

Но решение данного вопроса отображается и в других нормативных актах, в частности .

По государству установлен федеральный стандарт нормы жилья, который и является минимальным значением при определении региональных показателей. Он закреплен в соответствующем нормативном документе.

Так же в отдельных случаях используется и .

Помимо этого используются региональные законодательные акты, по примеру .

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ рассчитывается исходя из многих факторов.

Важную роль играют потенциальные возможности региона, количество свободной жилплощади, величина и плотность населения.

Минимальное значение в России

Согласно Жилищному Кодексу, а именно его и 106, определяется минимальная социальная площадь жилого помещения, которая должна приходиться на 1 человека, являющегося гражданином Российской Федерации.

Как известно, в каждом регионе есть общежития, предоставляемые ниже перечисленным категориям граждан:

  1. Студенты.
  2. Военнослужащие.
  3. Командировочные лица (особенно, работники бюджетных организаций).

Для таких помещений норма жилья составляет 6 квадратных метров. Данное жилье предоставляется лицам на договорных условиях. По истечении срока договора он может быть прекращен.

Либо по истечении данного периода лицам прекращают предоставлять жилье, как гласит .

Опираясь на статью 50 ЖК РФ к нормам предоставления относится та жилая площадь, которая предоставляется в пользу населения по соглашениям о социальном найме.

Метраж помещения позволяет лицам более-менее комфортно проживать в случае вынужденного переселения.

Учетная норма регламентируется местными органами самоуправления на основании , которая именуется как «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения».

Можно выделить еще один ограничитель. Муниципалитет вправе предоставить лицу площадь свыше нормы. Но она не должна превышать показатель более чем в два раза.

Законом определён ряд лиц, которые имеют право на получение помощи в виде улучшения жилищных условий.

Они будут перечислены ниже. Что же касается точного значения минимальной нормы по России, то для каждого региона она индивидуальна.

Учетный показатель

Понятие учетной записи, как и другие определения по данному вопросу, указанно в статье 50 ЖК России.

Согласно этому, норма предоставления представляет собой наименьшее количество метров, которые должны приходиться на одного человека в случае заключения договора найма.

В большинстве регионов этот показатель равняется 18 квадратным метрам. Увеличить этот показатель могут для лиц с хронически тяжелыми болезнями, так как для них нужны особые условия.

Но при этом стоит отметить, что такой показатель не должен превышать более чем в два раза изначальную норму.

Видео: социальное жилье для инвалида

Право на предоставление жилья по увеличенной норме имеют так же сотрудники внутренних дел в чине полковника и выше.

Так же соответствующее право имеют работники научных институтов, которым была присвоена ученая степень.

Учетной нормой считается величина, которая является для семьи основанием на получение помощи по улучшению жилищных условий. Она так же устанавливается законодательством по регионам.

Если граждане признаны малообеспеченными, органы социальной защиты рассматривают их показатели жилья и если его размер не соответствует учетной норме, то они стают в очередь на помощь.

Определение учетной нормы ведется на основании прописанных на данной площади лиц. Но в случае необходимости соответствующий орган сверяет фактическое проживание лиц, указанных в домовой книге.

И результат предоставления помощи зависит от этой проверки. Как правило, основанием для предоставления помощи является не вписывание в новых лиц со стороны, а именно увеличение семьи.

Только в случае рождения детей, условия проживания семьи могут быть пересмотрены социальными органами.

Кто может рассчитывать на дополнительные метры

Важно понимать, кто именно имеет право на помощь. Это определяется как федеральным, так и региональным законодательством.

Как правило, на условиях найма предоставляется помощь следующим категориям:

Дети-сироты, находящиеся на обеспечении государства Жилье предоставляется им на условиях найма сроком на 5 лет. Площадь определяется в соответствии с региональными показателями.Реализовать своё право на данный вид социальной помощи они могут:
  • по завершении срока нахождения в соответствующем заведении;
  • по окончании срока нахождения под ;
  • по окончании срока пребывания в патронажной или приемной семье;
  • после прохождения срочной воинской службы;
  • после отбывания наказания в местах лишения свободы в случае совершения правонарушения

Им должно быть предоставлено полноценное жилье в виде квартиры или дома

Переселенцы, жилье которых подлежит сносу Как правило, им предоставляются общежития на условиях найма. Но если ликвидируемое жилье было приватизировано, то органы социальной защиты должны поспособствовать тому, чтобы семье было предоставлено полноценное жилье соответствующего размера

Право же на предоставление помощи в виде улучшения жилищных условий имеют:

  1. (признанные многодетными по нормам региона).
  2. Инвалиды.
  3. Ветераны ВОВ.
  4. Лица, имеющие хронические тяжелые заболевания.
  5. Военнослужащие.

Чтобы более точно узнать о том, относитесь ли вы к списку лиц, имеющих право на социальную форму в виде предоставления жилья, можно обратиться в органы социальной защиты населения, куда будут предоставлены документы, подтверждающие право или многофункциональные фонды.

Нюансы для военнослужащих

Лица, состоящие на воинской службе, имеют право на массу привилегий и преимуществ. Среди них и предоставление права на улучшение жилищных условий.

Как правило, военнослужащим предоставляются жилищные метры на условиях найма. Но за выслугу лет может быть предоставлено право и на личное жилье.

Норма для них составляет от 18 до 25 метров квадратных. Если чин военнослужащего выше полковника, то этот показатель может быть увеличен, но при этом не более чем в два раза.

Военнослужащие могут получить помощь не через органы социальной защиты. Как правило, для этого есть специальные воинские комитеты, отвечающие за данный вопрос.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Что такое стандарты социальной и учётной нормы жилой площади, и какой является норма предоставления жилплощади по договору социального найма? Исходя из практики, в Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилплощади. В соответствии с действующим законодательством существуют три вида жилищных норм:

  • норма предоставления жилой площади по договору социального найма;
  • учетная норма для принятия на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • социальная норма для расчета компенсаций, связанных с оплатой жилья, а также коммунальных услуг.

Согласно российского жилищного законодательства нормой, в соответствии с которой может быть предоставлена площадь жилого помещения по заключённому договору социального найма, может считаться минимальный размер площади помещения для проживания, исходя из которого должен быть определён размер общей площади жилого помещения, которое предоставляется по соответствующему договору социального найма.

Такая норма предоставления должна быть установлена органом местного самоуправления и зависит от достигнутого в конкретном муниципальном образовании уровня обеспеченности теми жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма, а также от некоторых иных факторов.

К примеру, такими документами, как «Основы жилищной политики города Москвы» и положения « О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве», на одного человека социальная норма предоставления жилого помещения в Москве составляет 18 кв. м общей площади.

При этом норма, связанная с постановкой на учет для улучшения жилищных условий составляет уже 10 кв.м от общей площади на каждого из проживающих членов семьи. Некоторым, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ гражданам, могут быть установлены другие нормы предоставления такого жилого помещения.

Следует учитывать, что размер общей площади помещения должен определяться, как сумма площадей всех комнат, имеющихся в квартире или доме, в том числе, и площадь мест общего пользования. К учетной норме площади любого жилого помещения относится минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется необходимый уровень обеспеченности граждан общей площадью используемого жилого помещения с целью их принятия на учет, как нуждающихся в дополнительных жилых помещениях.

Такая учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. Её размер не может превышать размеров норм предоставления, которые также установленной указанным органом. К примеру, учётная норма в Москве равна 10 кв. метрам общей площади для отдельно размещённых квартир.

Для квартир гостиничного типа и коммунального заселения такая норма установлена в размере 15 кв. м общей площади. В соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилья для определения размера оплаты за жильё и коммунальные услуги определяется на основании таких норм по обеспеченности людей жильем:

  • 18 кв. м на 1 члена (общей площади жилья) семьи из трех и более человек;
  • 42 кв. м для семьи из 2-х человек;
  • 33 кв. м для одиноко проживающего человека.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти различных субъектов РФ могут устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, делегируя также это право и органам местного самоуправления. В случае же перераспределения средств федерального бюджета между различными субъектами Российской Федерации российское Правительство руководствуется исключительно федеральными стандартами.

Определение такой учетной нормы, а также нормы предоставления имеет немаловажное юридическое значение. К примеру, в соответствии с ЖК РФ наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если после их вселения общая площадь конкретного жилого помещения на каждого из проживающего в нём человек для отдельной квартиры уже составит менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - меньше нормы предоставления.

Кроме того, наниматель в соответствии с договором социального найма может предоставить жилое помещения меньшего размера взамен занимаемого в случае, когда площадь занимаемого помещения будет составлять больше нормы предоставления, которая приходится на каждого из членов семьи.