Традиций в сотрудничестве со школой и родителями. Родительское собрание на тему «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика»

ФИО: Кайгородова Татьяна Павловна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Карагайский район

Должность: учитель начальных классов

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ »

ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

в начальной школе

Длительность проекта: 4 года.

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана программа воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе , уровень тревожности , развития интеллекта, мотивации , эмоциональный фон («Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Срок реализации проекта : 4 года.

Участники проекта :

    родители учащихся

    классный руководитель

    педагог-психолог

    учителя-предметники

Цель:

Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель — учащийся учитель;

2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).

5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.

Предполагаемые результаты

    Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

    Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

    Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

    Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

    Формирование положительного отношения к школе.

Показатели результативности:

    Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

    Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

    Степень активности родителей в реализации проекта;

    Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

    Презентация результатов проекта.

Механизмы реализации проекта

    Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.

    Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.

    Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

    Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

    Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

    Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Основные направления в работе с родителями

Диагностическое

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

    Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяют отследить не только динамику развития взаимоотношений, но и другие моменты при сотрудничестве с родителями).

Просветительское

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

    Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Коррекционное:

    Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

    Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

    Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;

    Посещение семьи.

Организационное:

    Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

    Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.

    Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Этапы реализации проекта

Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

Основной создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно — значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.

Основные идеи взаимодействия

Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия . Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей — неоценимый образец для детей.

Примерная тематика классных родительских собраний

1 класс

1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.

2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.

3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника. Родительская конференция.

4. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.

2 класс

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

3 класс

1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.

2. Эстетическое воспитание в семье — школа высококультурного человека.

3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.

4 класс

1.О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.

2. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.

3.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.

4. «Прощай, начальная школа»! Праздник.

В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей , который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Ключевые мероприятия 2012-2013 учебного года

Диагностические:

    Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.

    Анкетирование и мониторинг: «Вы и ваши дети», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Школа глазами родителей», «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» и др.

    Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»

Просветительские:

    Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.

    Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).

    Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.

    Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Коррекционные:

    Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.

    Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».

    Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.

    Индивидуально-профилактическая работа.

Консультативные:

    Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

    Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).

    Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».

Организационные:

    Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.

    Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).

    Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).

    Ремонт класса, его озеленение, помощь при генеральных уборках.

    Организация экскурсии в районный краеведческий музей;

    Совместный отдых на природе.

    Посещение театрализованных представлений.

    Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.

    Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).

Классное руководство – это не работа, это образ жизни . Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно . В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить , что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
  • терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
  • оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

  • Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
  • Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:

  1. по структуре власти в семье;
  2. количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
  3. наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
  4. количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Единым объектом (субъектом воспитания);
  • Общими целями и задачами воспитания детей;
  • Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

  1. обеспечение качественного образования учащихся;
  2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
  3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
  4. подготовка школьников к школьной жизни;
  5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

  • организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
  • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
  • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
  • поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзака ки-Лимберопу лу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Чем больше родители интересуются успехами своего ребёнка, тем ближе и сильнее их связь со школой и сотрудничество с учителями. Но существуют две крайности в этих взаимоотношениях. В некоторых случаях весь интерес и активность сводятся к вопросу «ты сделал уроки?» и к посещению родительских собраний. И если бы это посещение не было обязательным, то, возможно, мы бы и не давали себе труда приходить в школу, где учится наш ребёнок.

Родители, скорее всего, из-за незнания игнорируют связь двух областей (семьи и школы), центр пересечения которых ‑ это ребёнок. При гармоничном сотрудничестве и взаимном дополнении этих систем результаты получаются великолепными. А значит, неплохо было бы общаться с учителями не только на родительских собраниях, но и разговаривать с ними о личности ребёнка и обо всём, что, как мы считаем, они должны о нём знать. Разумеется, в первую очередь это касается особенностей физического и психологического состояния нашего чада. И учителя, в свою очередь, используя свой педагогический опыт, смогут обратить наше внимание на некоторые аспекты его личности и поведения, которые мы, возможно, упустили из виду.

Вторая крайность ‑ это «школоцентричность». Другими словами, вся жизнь такой семьи вертится исключительно вокруг школьных нужд и школьной ответственности детей. Пока ребёнок ходит в детский сад, мы беспокоимся, в основном, о проблемах, связанных с его физическим здоровьем, сном и едой. Некоторые родители признаются, что их уже посещает страх о том, что их ждёт, когда ребёнок пойдёт в школу. Однако до этого пока далеко.

Но вот он отправляется в первый класс. Теперь в жизни семьи всё начинается и заканчивается школой и школьными проблемами, причём делается это чуть ли не на грани истерики ‑ скрытой или явной. Родители (чаще всего, мать) взваливают на свои плечи всю ответственность за учёбу и школьные дела детей.

Отождествление

«Нам к шести на английский», ‑ говорит мама. «По орфографии нам поставили пятёрку», ‑ хвастается бабушка. «В этом году мы сдаём ЕГЭ», ‑ озабочен папа. В течение долгих лет все взрослые в семье говорят о школьных делах и проблемах своих детей во множественном числе. Если спросить их ‑ какие такие «мы» должны пойти к шести на английский, получили пятёрку и сдают экзамены, то взрослые, скорее всего, удивятся и даже растеряются, когда осознáют, насколько сильно они отождествили себя с ребёнком и его школьными делами.

Разумеется, взрослые используют подобное отождествление из симпатии и сочувствия к своему чаду. Но что же происходит в этот момент с ребёнком? Ему передаётся посыл, что ответственность за отношения в школе, учёбу, самоконцентрацию, успеваемость, последовательность в отправлении школьных обязанностей и прочее не принадлежит ему, что было бы вполне разумно, поскольку ведь именно он ученик. Но мама отбирает у него эту ответственность и перекладывает её на свои выносливые и сильные плечи, в то время как ребёнку уготовляется роль статиста. Но статист не может быть ответственным за результат работы. Он на втором плане и просто присутствует при её выполнении…

Нередко можно услышать, что мать или отец вечерами сидят рядом с ребёнком и делают с ним уроки, а в конце проверяют, всё ли он понял и выучил. При этом часто его заставляют переписать письменное домашнее задание и делать это до тех пор, пока родители не посчитают, что он достаточно хорошо с ним справился. Этот процесс, естественно, начинается с благих намерений: чтобы ребёнок стал отличником, научился систематически заниматься, красиво писать и грамотно выражать свои мысли.

К сожалению, семейное окружение обычно полностью одобряет подобное поведение матери и её вмешательство в школьный процесс, поскольку путает его с заинтересованностью и желанием помочь ребёнку. Однако при таком отношении невозможно приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности, и позиция статиста, «пешки в чужой игре», может остаться на всю жизнь.

Дело в том, что ответственность, которую человек берёт на себя (или которую на него возлагают), обычно вызывает ответный интерес и помогает ему с удовольствием и немалой отдачей делать своё дело. Когда другие люди берут на себя ответственность за учёбу ребёнка, а тот просто присутствует при этом процессе, совершенно естественно, что он очень быстро самоустраняется и перестаёт в нём участвовать.

Защита от всемогущего контроля

Итак, мама и ребёнок делают уроки. Мать, даже не осознавая этого, играет роль ответственного контролёра. За исключением некоторых очень послушных детей, остальные ребята через небольшой промежуток времени начинают защищаться любыми способами, явно и скрыто. Они утверждают, будто им ничего не задали на завтра, валяют дурака, зевают, нарочно пишут каракули, проявляют равнодушие. Мама-контролёр старается сохранить терпение, но в какой-то момент она не выдерживает и выходит из себя. Как бы этот гнев ни проявлялся, он совершенно точно не улучшит её эмоциональную связь с ребёнком.

«Я работала в компании телефонной связи, и когда мой сын пошёл в первый класс, то смогла досрочно выйти на пенсию, чтобы заниматься с ним. Но теперь я раскаялась в этом своём решении, поскольку не вижу никакого положительного результата. Всю вторую половину дня я заставляю сына сесть за уроки, а он валяет дурака».

Мария, 42 года

«Сентябрь ‑ это месяц, вызывающий во мне ужас, потому что начинается школа. Господи, говорю я, как же мне выдержать целый школьный год?! Каждый день я пытаюсь заниматься со своими сыновьями, и наш дом превращается в поле битвы. Вечером я чувствую себя совершенно вымотанной из-за раздражения и разочарования».

Лена, 30 лет

«Моя дочь учится в третьем классе и делает уроки всю вторую половину дня. Около восьми вечера я прихожу к ней проверить домашнее задание, и мне ничего больше не остаётся, как в отчаянии и недоумении развести руками. Дочка почти ничего не выучила, лишь наполовину выполнила письменные задания, с ошибками и кляксами. Я выхожу из себя, вырываю тетрадь у неё из рук и рву, она протестует, а я требую, чтобы она всё переписала начисто, и в итоге девочка каждый вечер уходит спать в слезах. Что же это такое?»

Мáро, 37 лет

«Пока наша дочь училась в начальной школе, я ежедневно делала с ней уроки, а муж проверял, как она выполнила домашние задания. Сейчас она в восьмом классе и никого не слушается. Она запрещает нам вмешиваться в её занятия и совершенно забросила учёбу. Мы пробовали уговоры, угрозы, крики, наказания, но безрезультатно. Мы с мужем в отчаянии, потому что не знаем, что нам делать в этой ситуации».

Кэти, 38 лет

Участие родителей в школьном процессе

Где же проходит «водораздел» между вмешательством родителей в учебный процесс и их сотрудничеством с учителями и школой?

Родительское участие в делах школы может выражаться в следующем:

— активный интерес, проявляемый родителями в отношении деятельности их ребёнка, постоянная готовность прийти ему на помощь, солидарность, уважение его первенства и ответственности во всём, что касается уроков и школы;

— искреннее взаимное информирование родителей и учителей;

— добровольная помощь родителей школе и их деятельность через родительские комитеты;

— участие родителей в принятии решений тех проблем, которые непосредственно касаются их детей (например, организация пешеходных переходов рядом со школой, приведение в порядок школьного двора и посадка деревьев, косметический ремонт в туалетах, проведение экскурсий и праздников, организация туристических походов, спортивных соревнований и пр.).

Бывает, что родители сами создают сложности и проблемы, потому что путают сотрудничество и вмешательство. Сотрудничество ‑ это интерес и посильное участие родителей в делах школы и класса, в котором учится ребёнок, выражаемые деликатно и тактично. А вмешательство ‑ это агрессивное и совершенно бестактное вторжение в те вопросы, которые находятся полностью в вéдении и компетенции учителя.

Родитель, любящий во всё вмешиваться, ставит в сложное положение и учителей, и своего ребёнка, поскольку всех порицает и резко критикует, уверен, будто уж он-то всё знает и во всём разбирается, и раздаёт советы направо и налево. Часто преподаватели, пытаясь защититься от такого напора, скрываются за стенами отчуждения, что, конечно, никак не облегчает сближение и общение двух сторон.

У таких родителей много хороших побуждений и ожиданий. Они считают само собой разумеющимся фактом, что их дети очень способные, трудолюбивые и любят учиться, а также, что абсолютно все учителя ‑ это исключительно образованные и интересующиеся детьми и своим предметом люди. К сожалению, далеко не все ожидания и надежды родителей исполняются.

Разочарование приводит зачастую к конфликтам с учителями. У родителей очень крепкая эмоциональная связь со своим ребёнком, и поэтому ими часто движет непроизвольный внутренний порыв покрыть его шалости и проступки и оправдать недостатки. Вот и получается, что во всех сложностях и школьных неудачах ребёнка они обвиняют, прежде всего, учителей.

А ещё чаще обвинения звучат с обеих сторон. Их интерес к ребёнку тонет в бесплодной распре друг с другом, которая не приносит никакого положительного результата, ведь ни те, ни другие не берут на себя труд подумать: почему у этого конкретного ребёнка такая низкая успеваемость, почему он совсем не интересуется школьными занятиями и плохо себя ведёт? Может быть, это происходит из-за дислексии, или есть какие-то проблемы с физическим или душевным здоровьем, и тогда необходимо посоветоваться со специалистом? Или у ребёнка возникли пробелы в знаниях, нарастающие как снежный ком, и нужны репетиторы по каким-то предметам? Возможно, у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками, или его травят в школе? И наконец, может быть, ребёнок разочарован, растерян, и ему не хватает уверенности в себе? В таком случае, у него просто нет мотива, чтобы попытаться что-то выучить.

Возможно, в его разочарованности виновато саркастичное и авторитарное отношение родителей или ироничное и пренебрежительное поведение какого-нибудь учителя. Ясно одно ‑ пока ребёнок находится в таком психологическом состоянии, нельзя улучшить его успеваемость, поведение и отношения с другими ребятами. Ведь и мы, взрослые, если чем-то сильно расстроены и нас занимает очень серьёзная проблема, становимся рассеянными, не можем думать и сосредотачиваться на чём-либо другом.

Уверенность в своих силах

Большинство детей разных возрастов хотят быть хорошими учениками, выделиться благодаря высокой успеваемости. Каждый школьный класс ‑ это микрокосмос, маленькая модель общества, поэтому школьная жизнь ‑ ценный опыт для каждого ребёнка. Не только потому, что он получает разносторонние знания, но и из-за того, что таким образом готовится к жизни в обществе. Чем менее он закомплексован и чем более уверен в себе, тем легче ему приспособиться к школе и классу.

Дети, которых не учат шаг за шагом быть ответственными, начинают вести себя безответственно и поверхностно. Как и в обществе, где у каждого человека есть своё место и свой образ жизни, эти дети, поскольку не могут выделиться в чём-то хорошем, пытаются выделиться хотя бы в плохом и становятся двоечниками.

Если отличник ежедневно старается удержаться на своём месте, благодаря постоянным занятиям и любознательности, то двоечник будет закрепляться в занятой им «социальной нише», становясь всё более равнодушным к учёбе, не развивая самоконцентрацию, снижая свою успеваемость. В итоге получается замкнутый круг, из которого ребёнку не под силу выбраться самостоятельно.

Сам он, будучи незрелым и неопытным, не понимает, что им движет, а значит, не может рассказать взрослым об отчаянии и безнадёжности, которые переполняют его душу. Родители и учителя, в свою очередь, обвиняют его в плохих намерениях, в том, что он нарочно так плохо себя ведёт, и в равнодушии. В этом случае ребёнок нуждается в твёрдой руке родителя, учителя или специалиста, которая вытащила бы его из трясины душевного оцепенения и бездействия.

Озорные дети

Ещё одна проблема, с которой постоянно сталкиваются и родители, и учителя и которую можно решить только сообща, ‑ это отношения с озорными, подвижными и непослушными детьми. Шалун и озорник ‑ это непоседа, который не может ни минуты посидеть спокойно, бегает, взбирается на крыши, деревья и заборы, постоянно что-то разбивает, рвёт и ломает, осложняет жизнь другим, часто дерётся и обзывается. Озорник ‑ это кошмар и ужас взрослых, поскольку его поведение приводит их в замешательство. Они не знают, как ему помочь успокоиться и научить его работать в коллективе. А если он к тому же ещё и двоечник, как это нередко случается, тогда взрослые и вовсе впадают в отчаяние!

Непослушный шалун постоянно создаёт проблемы в классе. Всего один недисциплинированный ученик за пять минут способен уничтожить атмосферу сосредоточенности и совместного творчества, которую с таким трудом создаёт учитель. А представляете, что будет, если в классе несколько таких озорников? Урок будет сорван, потому что, как известно, дурной пример заразителен.

Всем нам известно продолжение этой истории. Учитель вызывает родителей в школу и жалуется им на поведение ребёнка. Родители наказывают своё чадо, а иногда даже бьют, в тайной надежде, что это поможет ему исправиться. К сожалению, как раз наоборот, поведение ребёнка ухудшается. Всё это происходит снова и снова, родители и учителя обвиняют друг друга, но решения проблемы так и не находят.

И те и другие стараются помочь ребёнку исправиться, в основном ради того, чтобы приструнить его и не сталкиваться с проявлениями его плохого поведения. Они относятся к нему как к надоедливой проблеме, а не как к человеческому существу, испытывающему в данный момент большие сложности, с которыми он не в состоянии справиться. А ребёнок даже не понимает, почему ведёт себя именно так, а не иначе, и не знает, как ему исправить своё поведение. Поэтому к нему намертво приклеивается ярлык «непослушный ребёнок», «хулиган», «двоечник».

Для того чтобы подкорректировать поведение ребёнка, родителям необходимо мысленно совершить экскурс в недавнее прошлое и вспомнить, когда ребёнок начал становиться непослушным и как именно это проявлялось. Может быть, в тот момент в семье что-то случилось, возникла какая-нибудь проблема (смерть, развод, серьёзное заболевание, переезд, смена или потеря работы, длительное отсутствие одного или обоих родителей). Впрочем, ребёнок мог быть таким непоседой с рождения. В любом случае, важно вспомнить и отметить все детали, а также нашу собственную роль в произошедшем.

Как мы вели себя по отношению к озорнику? Считали его поведение милым и оригинальным и чересчур много ему позволяли или, наоборот, были слишком суровыми и давили на него? После того как будут собраны все данные, можно в сотрудничестве с учителями задаться вопросом: почему этот ребёнок ведёт себя подобным образом? Он разочарован и не уверен в себе и пытается утвердиться в коллективе? Старается привлечь к себе внимание плохим поведением? Может быть, взрослые ведут себя с ним уничижительно и с пренебрежением, и он отвечает им тем же? Он ревнует или завидует братьям и сёстрам или одноклассникам? Возможно, в его семье не существует рамок и ограничений? Какое место он занимает в семье? Может, мы постоянно упрекаем его? Или он очень избалованный? Вероятно, он много часов в день смотрит телевизор или играет в компьютерные игры? Зачастую такое детальное исследование даёт нам ниточку, благодаря которой проблема будет постепенно решена, а мы станем более искренне и результативно общаться с ребёнком.

Как помочь?

Первый шаг в том, чтобы помочь подвижному шаловливому ребёнку подкорректировать его поведение, ‑ всё время занимать его какой-нибудь деятельностью. Идти с ним на пешую прогулку, съездить на море, в лес, на речку, сводить его в детский городок, где есть много лесенок, горок и аттракционов. Играть с ним в настольные игры и сразу менять их, как только он заскучает, поддерживать его желание что-нибудь соорудить и построить ‑ «корабль» из стульев в гостиной, шалаш, дом из деталей «Лего». На даче пусть ребёнок безнаказанно возится в земле и воде, не ругайте его, каким бы испачканным он ни возвращался домой. Читать ему или вместе с ним интересные книги, разговаривать и организовать его жизнь, чтобы вся она была интересной и наполненной радостью и движением.

Такие дети нередко ‑ лидеры, и им очень нравится, когда с ними советуются, выказывают доверие и поручают разные дела. При этом не стóит перечеркивать оказываемое доверие: «аккуратно, не разбей стакан!», «смотри под ноги, чтобы не споткнуться!», «ты такой невнимательный!», «как ты переходишь дорогу, разве так можно?», «опять ты порвал штаны!» Вместо этих и им подобных фраз, которые только раздражают и лишают уверенности в себе наших маленьких непосед, лучше сказать вот как: «я знаю, что ты очень внимательный», «я тебе доверяю», «ты такой проворный и ловкий и так замечательно мне помог!», «посмотри, пожалуйста, мы уже можем переходить дорогу?», «за что же это зацепились твои штаны и порвались?».

В классе непослушный и непоседливый ребёнок пытается привлечь к себе внимание любым способом, в том числе и с помощью плохого поведения. Учитель, который хочет ему помочь исправиться, может давать ему разные почётные поручения, которые обычно он даёт хорошим и послушным ученикам. Пусть он раздаст карточки с заданиями, соберёт тетради, польёт цветы, отнесёт книгу директору, вытрет доску.

Такое доверие окажет на ребёнка положительное влияние, потому что способно постепенно переменить его отрицательные представления о самом себе. Мнение учителя очень важно для всех ребят и часто не только определяет место того или иного ученика в классном коллективе, но может поднять и опустить ребёнка в его собственных глазах! Ученик, который чувствует, что учитель принимает и уважает его, изо всех сил будет стараться, чтобы сохранить такое доверие к себе.

«В прошлом году я была классным руководителем в четвёртом классе, и у меня было много озорников. Мне хотелось помочь им стать более организованными и ответственными, и я предложила сделать всем вместе театральную постановку. Мы выбрали пьесу, прочитали её, и сами ребята распределили роли. Для того чтобы все дети могли принять участие, мы ввели новых персонажей. Главную роль дали самому непоседливому ученику. Шло время, и ребята становились всё более ответственными и дисциплинированными. Играя в театре, все мы получили большое удовольствие от совместной работы, которая принесла нам столько радости и пользы».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

2 Comment threads

28 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ МОУ Карьерская основная общеобразовательная школа 2007 г г. Авторы: Белкина К.В. – классный руководитель Иванова А.Н. – учитель начальных классов



ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья Параметры семьи Определение Социально-культурный Образовательный уровень родителей и их участие в жизни обществ Социально-экономический Имущественные характеристики и занятость родителей на работе Технико-гигиенический Условия проживания, особенности образа жизни Демографический Структура семьи




Ожидаемые результаты - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - активность родителей в школьных делах; - активность родителей в школьных делах; - более конкретное решение воспитательных проблем. - более конкретное решение воспитательных проблем.


Обоснование Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве.


Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы. Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы.




День первый (г.) «Посиделки с бабушками»







День второй (г.) День открытых дверей – посещение уроков родителями




День третий (г.) Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!»






День четвертый (г.) Круглый стол «Школа в жизни моей семьи»







День пятый (г.) Подведение итогов «Родительской недели» - Праздник в дошкольной группе «В гости осень к нам пришла!» - Концертная программа - Доклад «Роль семьи в жизни школы» - Встречи с классными руководителями


В зеркале прессы ЗаметкаЗаметка о проведении «Родительской недели» была опубликована в газете «Ростовский вестник» от г. Заметка


Итог Родительской недели Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах.



Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.