Почему хвойные — вечнозелёные деревья. Правда, что хвойные деревья сбрасывают на зиму иголки? Почему елка не сбрасывает иголки


Сегодня модно высаживать на дачном участке хвойные деревья. Некоторые хозяева пытаются вырастить настоящий хвойник или алею из вечнозеленых растений, другие же считают, что лучше посадить одну сосну, но рядом с домом, чтобы в новогоднюю ночь устроить вокруг дерева шумный хоровод. Огорчения приходят тогда, когда красавица-сосна вдруг начинает терять свою привлекательность. Почему желтеют иголки у сосны? Дерево заболело и погибает? Что делать? Как спасти сосну? Ответ на вопрос нужно искать с самого начала, с момента приобретения дерева.

Вопрос о посадке соснового дерева

Задумав изменить ландшафт участка вечнозелеными деревьями, хозяин должен помнить о некоторых моментах:

  • при покупке дерева нужно присмотреться к интенсивности окраски иголок: выбирать саженец с ярко-свежей зеленой кроной;
  • отдавать предпочтение экземплярам с разветвленной корневой системой, причем, корни должны быть «живыми». Опытный продавец, стремясь сохранить сосновый саженец, обычно обворачивает корни влажной тканью и сеткой с мелкими ячейками.
  • с особой тщательностью нужно выбирать место для будущей вечнозеленой любимицы: оно должно быть открытым. Не следует высаживать деревья рядом друг с другом. Сосна раскидистое дерево: обхват кроны достигает от 3 до 5 метров.
  • Не помешает соблюдение следующих агротехнических правил:
  • если почва на участке тяжелая, черноземная, то следует приготовить рыхлый состав с добавлением песка;
  • корневая шейка не должна выступать над землей; ее нужно чрезмерно углубить и засыпать грунтом;
  • после пересадки верхний слой грунта нужно замульчировать, чтобы не допустить пересыхания почвы, замедлить рост сорных растений.

Из опыта садоводов

Опытные садоводы, посадив лесную красавицу, замечают малейшие изменения ее состояния, и советуют сразу начинать борьбу за дерево. В разгар лета кончики хвоинок приобретают буроватый оттенок. Это сигнал: дерево заболело, оно погибает, но еще можно предпринять попытки его спасти.

Молодой саженец страдает от нехватки влаги, и поэтому первой мерой станет отрегулированный полив:

  • поливать саженец следует нечасто, но обильно;
  • любое растение лучше поливать ранним утром;
  • с наступлением первых осенних заморозков сосенку нужно обильно полить: влажная почва поможет ей пережить холодную зиму. И только по мере разрастания корневой системы, сосна становится засухоустойчивой.

Горный экземпляр периодически нужно опрыскивать препаратом, стимулирующим рост.

Все меры соблюдены, но сосна, посаженная на участке, желтеет. В чем причина? Учеными определено, что, хвоя сосны или ели может прожить до пяти лет, затем она опадает. Те, кто бывал в настоящем хвойном лесу, помнят, что земля в нем устилает засохший ковер хвои. Так что осенью пожелтевший экземпляр не должен вызывать особого беспокойства: это обычное природное явление. Желтеет хвоя на нижних ветках дерева, причем, кончики ветвей и верхние ветки по-прежнему удивляют яркой зеленью. Чтобы дерево не потеряло своей декоративности специалисты советуют обрезать нижние сухие ветви. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить ствол сосны.


Новые хлопоты

Пожелтела на участке сосна:

  • Даже на молодых ветках хвоя стала оранжевой с красноватым отливом, причем, ветки покрываются желтизной с самой верхушки, в целом, почти половина кроны приняла бурый цвет.
  • Заболевшее дерево «плачет»: выделяет смолу.

Тревожное чувство возникает у садовода, заметившего, что дерево, не смотря на все меры, сохнет. Оно может погибнуть. Что предпринять? Вначале нужно понять, что происходит с деревом. Присмотревшись к стволу сосны, можно увидеть маленькие отверстия, в которых прячутся вредители – короеды и лубоеды. Они делают ходы, продвигаясь внутри веток, и до такой степени истачивают древесные волокна, что превращают их в «муку», но только бурового цвета. Заметив короедов вовремя, сосну может спасти, применяя инсектициды. Если же на дереве обнаружен значительный очаг, то нужно приглашать лесника-профессионалиста, ведущего борьбу с вредителями препаратами, которых не найдешь в свободной торговле.

Сосновый листопад. В чем причина?

Остаться один на один с болезнью сосны немного страшновато, поэтому хозяева размещают письма-сомнения в социальных сетях. Самый распространенный вопрос: «Какие причины могут скрываться в увядании сосны? Что предпринять, если сосна пожелтела?» Специалисты, не один ход выращивающие сосенки, откликаются на эти письма и называют две веские причины:

  1. Обычно дерево высаживается с комом земли. В то время, как солнце согревает ветки сосны, корни ее находятся в сонном состоянии и не всасывают влагу, и поэтому дерево страдает. Если говорить языком специалистов, то что испарение влаги кроной превосходит поступление. Нужно заметить, что экземпляр также страдает от нехватки питательных веществ.
  2. Вторая причина связано с наличием у соснового дерева микрофлоры — грибков, которые могут препятствовать процессу роста.


Болезнь Шютте

Посадить хвойное дерево не трудно, гораздо сложнее научиться разбираться в болезнях хвойных, но симптомы ржавчины Шютте запоминаются легко:

  • появление рыжих или бурых хвоинок уже настораживает;
  • если же хвоинки осыпаются при прикосновении к ветке, это первые симптомы болезни;
  • на стволе появились бурые пятна — болезнь прогрессирует. На это указывает также изменившийся вид дерева.

Способствует распространению болезни опавшая хвоя, кстати, даже несколько пораженных хвоинок могут способствовать развитию болезни, поэтому осенью и весной участку с хвойными деревьями необходимы профилактические меры. В зимнюю пору опытный хозяин разбрасывает прямо по снегу торфяную крошку или золу, так как грибок живет и размножается даже под снежным покровом. Так снижается риск «подхватить» весной Шютте.

Разведение хвойных деревьев – увлекательное занятие. Даже одна сосна способна превратить дачный участок в райский сад.

Ни одна встреча Нового года не проходит без его главного атрибута - елки. Большинство семей делают выбор в пользу настоящей свежесрезанной ели вместо искусственной. Только настоящая живая елка способна принести в дом аромат предстоящего праздника и создать радостную атмосферу.

Многие при выборе елки задаются вопросом: как правильно выбрать новогоднюю елку, чтобы она как можно дольше оставалось зеленой в доме и радовала своими иголками детей и взрослых? Ниже представлены полезные советы по выбору праздничной елки.

  • Предпочтение стоит отдавать только свежесрезанному дереву. Оно не скоро начнет желтеть и сбрасывать иголки. Определить свежесть среза достаточно просто: нужно лишь провести рукой против роста иголок и посмотреть, много ли их осыплется. У свежесрезанного дерева количество упавших иголок будет минимальным.
  • Срез на стволе также может многое сказать о свежести дерева. Если из него продолжает сочиться смоляной сок, то елку срубили совсем недавно.
  • В продаже имеются несколько видов хвойных деревьев. Важно помнить, что настоящая ель сбрасывает иголки достаточно быстро, а вот сосна способна порадовать своими зелеными иголками не одну неделю.
  • При покупке на дереве не должно быть рыжих или желтых иголок.
  • Иголку со свежесрезанного дерева достаточно сложно сорвать. К тому же она должна быть пластичной и гибкой, и не должна ломаться.
  • Перед покупной можно взять дерево и несколько раз постучать об пол. С елки, которая срублена достаточно давно, осыпется много иголок.

Перечисленные выше простые правила помогут выбрать свежесрубленное дерево, которое порадует всю семью долгие зимние каникулы.

Раз в год меняют свой зеленый покров, чаще всего это происходит к середине или ближе к концу осенних месяцев. Это связано с тем, что корневой системе лиственных деревьев неоткуда брать питательные вещества, чтобы сохранить свой зеленый покров. Поэтому в силу вступают адаптивные процессы и сбрасывают с себя. Но даже в зимнее время лиственные породы деревьев продолжают постепенно, по крупицам, собирать из почвы питательные вещества, чтобы вновь расцвести и запустить процесс фотосинтеза.

Хвойные же деревья, такие как ель или , сохраняют свой зеленый покров круглый год. Но на самом деле эти деревья меняют его на протяжении всей своей жизни, постепенно избавляясь от ненужной хвои в тот момент, когда это необходимо именно дереву. Связано это с особенностями протекания обмена веществ, присущими только данной разновидности деревьев.

Еще одной особенностью хвойных деревьев является получение всех необходимых питательных веществ для существования преимущественно благодаря фотосинтезу, чем не могут похвастаться лиственные растения. Особый внешний вид хвои позволяет ей потреблять меньшее количество питательных веществ, нежели обычному листу. Поэтому у хвойного дерева отпадает необходимость в частой смене покрова, ведь для его поддержания ему совсем не обязательно иметь подпитку из почвы.

Особая форма хвои препятствует ей испарять воду, что позволяет ей расти и существовать на дереве на протяжении долгого времени. Если же часть хвои отмирает, то на ее месте вырастет новая, так как у дерева всегда есть возможность без особых затрат питательных веществ нарастить себе новую.

Многие лиственные породы растений остаются зелеными на протяжении всей своей жизни. Но это присуще лишь растениям, которые произрастают в тропическом и субэкваториальном климате. Для почвы тех мест характерно обилие питательных веществ на протяжении всего года, поэтому у растений попросту нет необходимости терять свою листву.

Видео по теме

Хвойные вечнозеленые растения не меняют цвет в зависимости от времени года. Но, если вы внимательно понаблюдаете за осенним лесом, то заметите, что и среди хвойных деревьев есть исключения. Например, хвоя лиственницы осенью желтеет, и на зиму дерево ее сбрасывает.

Вам понадобится

  • - металлическая банка;
  • - смола хвойного дерева;
  • - любой нагревательный прибор.

Инструкция

Чтобы понять, почему хвойные деревья не меняют цвет, нужно рассмотреть функцию листа у деревьев и процессы, происходящие с ними. В период вегетации - активной фазы , именно листья несут функцию питания. В лист поступает влага и соли от корневой системы, в листе осуществляется фотосинтез и, что особенно важно, лист испаряет избыточную воду.

Лист осуществляет и газообмен растения. Отходящие от листа пучки сосудов несут питательные вещества ко всем остальным частям растения. В листе же остаются продукты жизнедеятельности растения, в том числе и соли. В конце концов настает момент от них избавиться, сбрасывает лист.

Покрытосеменные (то есть лиственные) цветковые растения в наших широтах сбрасывают листву осенью. Это явление и называется « ». Для растения это очень удобно, так как осенью движение соков у деревьев останавливается, и испаряющая функция листьев должна быть прекращена. Таким образом, сбрасывание листьев - это еще и приспособление, защищающее растение от потери влаги.

Непосредственно перед листопадом происходит смена цвета листвы. Так происходит потому, что листья теряют хлорофилл, содержащийся в живых клетках листа, а эти клетки отмирают. Но пред тем, как покинуть дерево, листья окрашиваются в различные оттенки желтых и красных цветов.

Окраска осенних листьев обусловлена бактериями и грибками, в большом количестве в мертвой ткани листа. Большое содержание солей, остатки крахмала, целлюлоза, накопленные в листе во время его жизнедеятельности, делают его отличной питательной средой для микроорганизмов.

Как известно, у сосны и ели листва осенью не опадает. Почему хвойные - вечнозелёные деревья?

Все деревья питаются с помощью листьев. Их поверхность поглощает солнечный свет, а от корней по многочисленным канальцам поступает вода. Особое зелёное вещество, которое содержится во всех листьях - хлорофилл - преобразует эти два компонента в питание для дерева. При этом бо льшая часть воды испаряется с их широкой поверхности. С наступлением холодов лиственные деревья получают меньше солнечного света и воды из промерзшей почвы. Чтобы перезимовать, они запасают необходимое количество питательных веществ и влаги, сбрасывают листья и впадают в спячку. От морозов их ствол и ветки надежно защищены корой.

Листья сосны и ели - хвоя - это тонкие иголки, покрытые толстой оболочкой. Благодаря этому они почти не теряют влагу с поверхности и могут оставаться на дереве в холодное время года. А еще в них накапливается небольшое количество воды и сахаров для питания дерева зимой, а также масла, которые не дают иголкам замерзнуть в мороз. Иголки сосны и ели опадают, но происходит это постепенно, а на их месте сразу вырастают новые.

Поэтому хвойные - вечнозелёные деревья.

Известный русский поэт Федор Иванович Тютчев написал об этом стихотворение:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Традиция появления вечнозелёной ели или сосны в качестве новогодней гостьи

Знаете ли вы, что в давние времена наши предки-славяне встречали Новый год с цветущей вишней? Незадолго до праздника кадку, в которой росло деревце, вносили в дом. В тепле развивались почки, и дерево густо покрывалось нежным бело-розовым цветом.

Вокруг новогодней вишни люди веселились - водили хороводы, пели песни. Цветущее деревце оставалось в доме аж до весны. Потом его высаживали в прогревшийся весенний грунт.

Позднее белеющую цветом вишню заменила вечнозелёная ёлочка. В наших краях праздник новогодней ёлки ввёл специальным указом царь Пётр Первый в тысяча семисотом году. Указ пришёлся по душе как знати, так и простому люду. С тех пор и появилась привычная нам красивая традиция перед празднованием Нового года наряжать ёлочку.

Исследовательский проект «Ель знакомая и неизвестная»

1.Идея проекта возникла при изучении темы «Деревья зимой» и при подготовке к Новому году.

2.Проблема . Мы пришли к выводу, что очень мало знаем об этом дереве, а ведь оно произрастает в наших лесах. Можем ли узнать больше?

3.Проект по составу участников : коллективный, по срокам реализации: 1 месяц; по целевой установке: познавательный, созидательный.

3.Цель проекта : пополнить активный словарный запас учащихся, развивать кругозор, творческие способности, прививать любовь к своей малой родине, ее традициям.

4.Задачи проекта : провести диагностику знаний учащихся о ели, провести полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия, научить самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, создать альбом «Ель знакомая и неизвестная», художественно оформить; сделать поделки «новогодняя елочка» к Новому году.

Предметные области : литература, окружающий мир, изобразительное искусство, история.

Этапы работы над проектом.

1 .Выбор основных тем для обсуждения:

Ель как растение;

Образ ели в произведениях поэтов и писателей;

Исторические данные о новогодней ели;

Использование ели в народной медицине, народной кухне, быту.

2 .Продготовка и защита рефератов «Ель знакомая и неизвестная».

3 . Подбор репродукций картин, стихов, рассказов, легенд и т.д. о ели.

4 .Изготовление новогодних игрушек и макета ели. 5 .Интегрированный урок – презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания и умения, умение вести себя экологически грамотно в природной и социальной среде, стремление поддерживать свое здоровье.

Регулятивные:

Формировать умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, умение действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные:

Коммуникативные:

Уметь вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать, задавать вопросы и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных задач.

Ход урока-презентации.

1.Оргмомент.

Здравствуйте! Улыбнемся друг другу – с хорошим настроением легче решать любые задачи!

2.Актуализация знаний.

(На экране – заснеженная ель)

Послушайте, пожалуйста, загадку:

Гостья к нам пришла с опушки, зелена, хоть не лягушка,

И не мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы!

И понять не можем мы: иголки для чего нужны?

Не швея она, не ежик (хоть на ежика похожа)!

Догадаться очень просто: кто пришел к нам нынче в гости?

Так о чем идет речь в этом стихотворении-загадке? (речь идет о ели)

Почему я начала урок с этой загадки?

Возм. ответ: (потому что тема урока «Ель знакомая и неизвестная»)

А почему тема звучит именно так?

Возм.ответ: Потому что мы знакомы с елью, но, наверно, не всё о ней знаем.

Что вы знаете о ёлке? (что она всегда зелёная, колючая, растёт в лесу, ёлку наряжают на Новый год).

Какая же проблема возникла у нас?

Возм.ответ: Мы изучали тему «Деревья зимой» и у нас возник вопрос: почему ель не сбрасывает свои иголки?

А еще скоро Новый год, и мы задумались: почему на Новый год украшают именно елку?

Постановка задач урока.

Действительно, ель, или елка, как мы привыкли ее называть, знакома нам с рождения, мы видим ее зимой и летом, как в загадке – одним цветом: то летом в лесу, среди других деревьев, то зимой нарядной в нашей квартире. Но, как оказалось, мы очень мало знаем о ней. Поэтому, какие цели поставим на уроке?

1 : Познакомиться с елью как с растением

(ставлю на доску первую цель)

2 Познакомиться с тем, как отражен образ ели в произведениях поэтов и писателей.

(ставлю на доску вторую цель)

3 Познакомиться с историей новогодней елки.

(ставлю на доску третью цель)

4 Познакомиться с тем, какую роль играет ель в хозяйстве, народной медицине, в быту.

А для чего нам нужны эти знания?

1 У: Чтобы лучше знать свой родной край.

2 У: Чтобы развивать свой кругозор.

3 У: . Чтобы пополнить свои знания.

Презентация проекта по группам.

Верно. И вы сами сегодня, я думаю, достигнете этих целей. Вы хорошо поработали в группах. Итак, у нас сегодня 4 группы: БОТАНИКИ, ЛИТЕРАТОРЫ, ИСТОРИКИ и ДОМОВЯТА.

Каждая группа узнала что-то новое о елке и поделится с остальными своими сведениями, а вы, надеюсь, узнаете для себя много нового и интересного.

1 группа – БОТАНИКИ.

1У: ДАША Л. Наша цель – познакомиться с елью как с растением. Для этого мы использовали энциклопедии и Интернет.

2У: ИЛЬЯ Ель – это хвойное вечнозеленое дерево с прямым стволом и густой кроной, которая состоит из веток, покрытых жёсткими короткими хвоинками. Кора – серая, с красноватым оттенком.

3У: ВАНЯ Шишки – свисающие, в форме цилиндра, семена мелкие.

4У: ПАША Первые 10 – 15 лет ель растёт медленно, любит тень и влагу, не боится мороза. Густые еловые лапы зимой не пропускают ледяной ветер, в ельнике целыми стаями укрываются птицы от холода и ветра.

: ДАША Л. Иголки-хвоинки у ели играют роль листьев. Их очень много, и, если ёлка сбросит их, то ей весной не хватит времени, чтобы снова одеться.

6У: ИЛЬЯ Ель не боится снега, её ветки гибкие и прочные, снег их сгибает, но не ломает даже с хвоей.

:ВАНЯ Ель все же меняет иголки раз в 9 лет, но делает это медленно и незаметно.

: ДАША Л. В России существует 7 видов ели:

Обыкновенная,

Сибирская,

Аянская,

Восточная,

Колючая,

Сизая,

Сербская.

9У: ИЛЬЯ В нашем лесу елей не так много, как сосен, поэтому, как нам сообщили в Аятском лесничестве, ель выращивают в специальных питомниках семенами, а потом в делянках – саженцами.

10У: ПАША Осенью наш класс вместе с работниками лесничества сажал ёлочки на нашем пришкольном участке. Очень надеемся, что они приживутся!

11У: ВАНЯ К сожалению, очень много елей страдает зимой, когда их вырубают на Новый год.

12У: Даша Л. Мы пришли к выводу, что ель – это хвойное вечнозелёное дерево, которое нуждается в охране, потому что в наших лесах елей немного.

Спасибо нашим БОТАНИКАМ за интересные сведения. Что вам показалось наиболее интересным? Что узнали нового?

На ваших партах оценочные листы. Оцените работу группы, пользуясь данной таблицей (таблица на доске).

2 группа – ЛИТЕРАТОРЫ

1У: ДАНИЛ Цель нашей группы – отразить образ ели в литературе. Как мы выяснили, об этом дереве написано очень много стихов, песен, рассказов, сказок и легенд.

2У: ЕФИМ Нам очень понравились слова из стихотворения Галины Галиной:

Ёлка ветки свои опустила, белый иней засыпал её…

Отчего мне так близко, так мило деревцо ты родное моё?

3У:ДАША И. Зеленея безмолвным приветом, ты приходишь, как друг дорогой.

И надеждой, и радостным светом загорается даль предо мной…

4У: КСЮША В этом стихотворении поэт использует сравнения и эпитеты, чтобы передать свою любовь к ёлочке, своё к ней отношение. Можете их назвать?

(ответы детей: «деревцо родное», «друг дорогой», «радостный свет», «надежда»).

: ЕФИМ Очень интересное описание еловых шишек мы нашли в рассказе Виталия Бианки «Война в лесу». Постарайтесь внимательно послушать и проследить.

(зачитывают)

1) Весной солнце нагрело старые крупные шишки елей – и пошла трескотня. Шишки одна за другой лопались. Каждый раз при этом раздавался выстрел, как из маленького игрушечного пистолета. Шишки открывались и из них вылетали крошечные планёрчики-семена. Их подхватывал ветер и, кружа, уносил по воздуху. Но еловые семечки тяжеловаты и только об одном крыле. Они падали на землю, не долетев и до середины большой вырубки.

6У:ДАША И. 2) Ещё ударяли холодные утренники. Они грозили насмерть заморозить нежные семена. Но полил тёплый весенний дождь, земля размякла и приняла в себя маленьких переселенцев. Прошёл месяц и в мрачном еловом краю начался праздник. На ветках зажглись красные свечи – молодые шишки. Ели украсились золотыми серёжками, зацвели, готовят семена впрок, на будущий год. А нынешние семена под землёй на вырубке набухают тёплой вешней водой и скоро молодыми деревцами вылезут на свет.

(у каждой группы на партах такие же тексты)

Очень интересный рассказ! У каждой группы лежат такие же тексты. Найдите и подчеркните интересные сравнения и эпитеты, которые использовал автор.

(*дети работают 2 минуты, затем отвечают).

А как вы думаете – для чего Бианки использовал такие слова и выражения?

1У: Я думаю, чтобы рассказ был интереснее, выразительнее.

: А я думаю, чтобы мы лучше себе представили, как семена вылетают из шишек.

Какой вывод сделали ЛИТЕРАТОРЫ?

: ДАНИЛ Мы пришли к выводу, что поэты и писатели используют разные приёмы для описания ели, но каждому удаётся передать её красоту и необычность.

Что вам показалось наиболее интересным в рассказе ЛИТЕРАТОРОВ?

3 группа – ИСТОРИКИ

1У: СОНЯ Цель нашей группы – познакомить вас с историей новогодней ёлки. В этом нам помог Интернет и энциклопедия «Я познаю мир»

2У: КИРИЛЛ Существует легенда о том, что, когда родился Иисус Христос, все были очень рады этому и несли младенцу свои дары.

3У: КРИСТИНА На это событие спешила с севера Ель, но ей нечего было подарить Иисусу. И тогда другие растения поделились с ней, чем могли: яблоками, орехами, цветами.

4У: ДИМА Ель подошла к младенцу, он улыбнулся ей, и на её макушке вспыхнула Рождественская звезда. С тех пор ёлки стали символом Рождества, а потом – и Нового года.

5У: КРИСТИНА Первое письменное упоминание об украшенной ёлке появилось в 1605 году и звучало так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, а на них кладут розы из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу и другие вещи».

6У: СОНЯ У нас в России в канун 1700 года указ Петра 1 гласил:«По большим улицам, у домов перед воротами поставить украшения от дерев сосновых и еловых и можжевеловых». Но об украшении ёлки речь не шла.

А я хочу добавить еще интересные факты: 1)в 12 веке христиане подвешивали ёлку в жилище вверх ногами;

2)Во Франции ёлки было принято украшать яблоками. Но в 1858 году случился неурожай на яблоки, и ёлку украшать было нечем. Тогда стеклодувы французского города Лотарингии создали яблоки из стекла. Так появились стеклянные шары.

Сейчас нет человека, который бы не поставил в своем доме на Новый год украшенную ёлочку. А как это происходит?

7У: ДИМА Мы узнали, что в городах ёлки выращивают в питомниках и потом продают на ёлочных базарах. В нашем селе ёлку нужно выписать в лесничестве, получить билет и только потом вырубать.

8У: КИРИЛЛ Лесничий Катаев Александр Геннадьевич рассказал нам, сколько это стоит:

(Таблица:)

Высота до 1 метра – 28 рублей

Высота от 1 метра до 2 метров – 56 рублей

Высота от 2 метров до 3 метров – 84 рубля

Выше 3 метров – 112 рублей

Но, к сожалению, очень много людей желает принести в свой дом ёлочку на Новый год, поэтому каждый год погибает около 30 000 елей, это только у нас в районе! А ведь мы знаем, что они растут медленно! Какой вы видите выход?

(ответы детей: ставить искусственную елку, ставить веточки (только боковые), можно поставить сосну, их у нас очень много, они растут самосевом).

Действительно, посмотрите, какие красивые ёлочки смастерили вы всей семьей – они создали праздничное настроение!

А можно поступить так, как в стихотворении Сергея Михалкова, которое вам расскажут наши ИСТОРИКИ.

: ДИМА В снегу стояла ёлочка, зелёненькая чёлочка!

Смолистая, здоровая, полутораметровая!

Произошло событие в один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! (так показалось ей!)

:КРИСТИНА Какое чувство странное – исчез куда-то страх,

Фонарики стеклянные горят в её ветвях!

Сверкают украшения – какой нарядный вид!

При этом, без сомнения, она в лесу стоит!

Не срубленная, целая, красива и крепка!

Кто спас, кто нарядил её? Сынишка лесника!

Так какой ещё выход есть, чтобы не рубить ёлку?

Спасибо нашим ИСТОРИКАМ. Что вам запомнилось из их рассказа?

Действительно, очень хочется, чтобы люди бережно относились к елям, как, впрочем, и к другим растениям. Ведь это дерево, как оказывается, не только радует нас в Новогодний праздник! Об этом нам расскажет наша четвёртая группа – ДОМОВЯТА.

4 группа – ДОМОВЯТА.

: ВЛАДИК Ель – это очень полезное дерево. Мы использовали медицинские энциклопедии, даже кулинарные книги, расспросили родителей, и вот что узнали.

: НИЛУФАР Ель можно назвать кормилицей для птиц и белок, они очень любят семена её шишек.

: КАРИНА Из древесины ели готовят пиломатериалы, строят дома, бани, делают красивую мебель и даже – музыкальные инструменты, например, гитары!

: АРТЁМ Ещё из древесины ели делают бумагу, активированный уголь, искусственный шёлк.

: ВЛАДИК А ещё из еловой хвои добывают эфирное масло, которое применяют при заболеваниях лёгких, делают лечебные ванны.

:КАРИНА В народной медицине хвою ели всегда считали съедобной и делали отвары или просто жевали как источник витамина С.

: НИЛУФАР Масло из еловой смолы используют для лечения гнойных ран и воспалений.

8У: КАРИНА Из шишек и хвои делают настои, которые применяют при простуде, ангинах, бронхитах.

9У: АРТЁМ А из свежих еловых шишек или молодых побегов даже варят варение, которое полезно при кашле и даже при микроинфарктах!

(дарят гостям)

11У: АРТЁМ Мы пришли к выводу, что все части этого дерева не только красивы, но и очень полезны.

Очень полезный рассказ получился у наших ДОМОВЯТ! Что бы полезного вы взяли для себя или рассказали родителям?

Итог.

Вот и закончилось наше путешествие к лесной красавице-ели!

Какие новые знания и умения вы приобрели?

(узнали много нового о елке, научились беречь природу, научились пользоваться Интернетом, энциклопедиями, научились работать в группах)

Как вы считаете – достигли мы поставленной цели?

Рефлексия.

-Обратимся к нашим оценочным листам . У кого только зелёные кружочки? А у кого есть красные? Что это значит?

Домашнее задание.

Дома вы постараетесь ответить на вопросы, которые и помогут вам понять, хорошо ли вы усвоили то, о чем узнали сегодня на уроке. (раздать листочки)

Я надеюсь, что работа над нашим проектом, которая сегодня завершилась, чему-то вас научила, а также приблизила нас к долгожданному и любимому празднику, Новому году!

Давайте поступим как бережливые хозяева нашего края – нарядим в нашем классе вот такую, сделанную своими руками ёлочку, и тогда хотя бы одна ёлка в нашем лесу будет сохранена!

(Звучит «Снежный вальс», дети по двое подходят и вешают на ёлку игрушки).

Посмотрите, какая красавица у нас получилась! Всех с наступающим Новым годом!

Урок окончен!