Казацкие восстания 17 века. Казацко-крестьянские восстания

Попытки польской власти взять под контроль казаков привело к активному протесту против существующего режима. Первая волна восстаний была короткой (1591-1596 гг), а вторая - длительной (1625-1638 гг.) Главной движущей силой народных выступлений стало казачество.

Восстание Кшиштофа Косинского (1591-1593 гг.) Стало одним из первых крупных крестьянско-казацких выступлений. Казаки овладели всей Брацлавщиной, Киевщине и другими землями. Косинский титуловал себя гетманом и заставлял людей присягать казацкой власти вместоблагородной. Возле г. Пятки в начале 1593 состоялась решающая битва между казаками и поляками после которой завершается первый этап этой волне восстаний.

В 1594 г. начинаются восстания под предводительством С. Наливайко, М. Лободы, М. Шаулы и др. Характерной чертой этого этапа борьбы было сочетание социальной борьбы с защитой православной церкви. На сторону повстанцев перешла значительная часть священников, в том же числе и брат С. Наливайко православный священник Д. Наливайко.

Однако эти народные выступления потерпели поражение. В течение следующих тридцати лет крупных восстаний не было. Польша не имела постоянного отношение к казачеству, поэтому репрессии часто менялись на "милость" - увеличение реестра, предоставление привилегии и т.д. Лично Польша нуждалась в военной силе, ведь часто вела войну с Турречиною, Московским государством. И постоянно обращалась за помощью к казакам. Так, накануне битвы под Хотином, польское правительство согласилось с П. Сагайдачным на увеличение реестра до 3 тыс. человек и выплату им жалованья в сумме 40 тыс. злотых в год.

Новая волна восстаний началась в 1625 г. на Киевщине, где население отказалось выполнять феодальные повинности и самовольно провозгласившего себя казаками. Выступления казаков и крестьян состоялись под руководством Жмайло, Тараса Федоровича (Трясило), Павла Бута (Павлюка), Якова Остряницы, Дмитрия Гуни. Эти восстания переросли в казацко-крестьянские войны. Они потерпели поражение, но подняли лозунг борьбы за освобождение Украины.

Поражение привело к новым репрессиям и притеснениям. В январе 1638 польским сеймом была принята "Ординация (составления) Войска Запорожского реестрового", которая лишила реестровых казаков автономии и увеличила преследования реестровых казаков и беглого крестьянства. Эти притеснения заставили многих казаков и крестьян покидать Украину и бежать на Слобожанщину, входившей в Московского государства и где казаки получали льготы. В 1638 по 1648 год военного противостояния между польской властью и казаками почти не было и поляки называли их "годами золотого покоя".

Итак, казацко-крестьянские восстания, которые состоялись в конце XVI - XVII вв. закончились поражениями. Основными причинами неудач были: стихийность; неорганизованность; несовершенное вооружение повстанцев; локальный характер действий; малочисленности рядов восставших; трения между казачеством; несогласованность действий реестрового и нереестрового казачества; нечеткость программных установок; гибкая политика польского правительства, направленная на раскол повстанцев т.д. Однако, несмотря на поражение казацко - крестьянские восстания сыграли значительную роль в истории Украины, поскольку существенно тормозили процессы ополячивания и окатоличивания, уменьшали давление феодального гнета, повышали престиж и авторитет казачества, способствовали накоплению опыта борьбы, служили примером для будущих поколений борцов за освобождение украинского народа, ускоряли формирование национальногосамосознания.

Казацко-крестьянские восстания в 20-30-х гг. XVII в. - серия казацко-крестьянских восстаний против усиления феодального и национально-религиозного гнета со стороны польских властей, который стал более жестоким после принятия польским сеймом специального постановления, посвященного украинскому казачеству.

1. Основные предпосылки восстаний. После Хотинской войны (1620-1621 гг.), которая принесла славу украинским казакам, польское правительство не выполнило данных казакам обещаний, не выплатило им надлежащую плату, уменьшило реестр. Польское правительство стремилось превратить казаков, которых не было в реестре, в зависимых крестьян. Польская шляхта при поддержке правительства нарушала имущественные права украинских феодалов, в том числе гетманов, незаконно захватывала их владения.

2. Восстание 1625 г. под руководством Марка Жмайла. Польское правительство не выполнило своего обещания предоставить участникам Хотинской войны права реестровцев. Казаки, которые после этой войны осели на Киевщине, заявили, что они не признают власть господ и королевских старост. Летом 1625 г. польское правительство направило на Киевщину карательное войско во главе с коронным гетманом С. Конецпольским. На помощь восставшим пришел 20-тысячный отряд во главе с Марком Жмайлом, которого на Сечи избрали гетманом.

В бою у озера Курукового обе стороны понесли серьезные потери. Казацкая старшина стала склоняться к компромиссу с поляками, передав гетманскую власть стороннику соглашения со шляхтой Михаилу Дорошенко. По итогам переговоров было подписано Курукивское соглашение, по которому все участники восстания были амнистированы, а реестр увеличивался на 6 тыс. Реестровцам была определена ежегодная заработная плата в 60 тыс. злотых и выделены королевские земли. В свою очередь, казаки приняли на себя обязательство не вмешиваться в религиозные дела, прекратить морские походы и не вступать в сношения с иностранными государствами.

3. Восстание 1630 г. под руководством Тараса Федоровича (Трясила). Заключенный мир не мог быть продолжительным, поскольку он не только углубил противоречия между реестровыми (привилегированными) и низовыми («незаконными») казаками, но и оставил без защиты крестьянство и горожан - основную массу восставших.

В этот период на Сечи организационно оформилось нереестровое казачье Войско Запорожское Низовое. В 1628 г. запорожцы не признали нового гетмана Григория Черного и избрали гетманом Тараса Федоровича (Трясила). Г. Черный попытался взять под контроль низовое казачество, которое призвло к очередному социальному взрыву. В марте 1630 г. отряд запорожцев в Черкассах Г. Черного и привез его на Запорожье. На казацкую радость он был осужден и казнен. Тарас Федорович во главе 10-тысячного войска двинулся на Правобережье. Он обращался к народу с универсалами, призывавшими вступать в его отряды, «добывать казацкие вольности» и «защищать православную веру».

Результат восстания был решен в трехнедельных боях с поляками под Переяславом в мае 1630 г. Польский гетман С. Конецпольский предложил мир, и старшина согласилась. Согласно Переяславского договора между поляками и старшиной казацкий реестр увеличивался до 8 тыс., казаки получали право самим выбирать себе гетмана. В остальном этот договор подтверждал условия предварительного Курукивского соглашения. Тарас Федорович не признал договоренностей старшины с поляками и с большим отрядом повстанцев отошел в Запорожье, а оттуда - на Дон.

4. Восстание 1635 г. под руководством Ивана Сулимы. В 1635 г. поляки усилили изоляцию Сечи. Для этого ими всего за полгода перед первым днепровским порогом, который называется Кодак, была построена и хорошо оснащена крепость. Но выполнить поставленную польским правительством задачу - не допустить отношений украинского населения с Запорожьем - не удалось. Уже через месяц после завершения строительства крепости она была разрушена отрядом запорожцев, которых возглавлял их гетман Иван Сулима. По возвращении в Запорожье предатель из реестровых сдал казацкого гетмана и он был казнен по приказу польского короля.

5. Казацкое восстание 1637-1638 гг. Антипольские настроения среди казачества усиливались и среди реестровых. Летом 1637 г. началось новое восстание, охватившее Левобережную и Правобережную Украину. Его руководителями были талантливые полководцы - Павел Бут (Павлюк), Дмитрий Гуня, Карп Скидан, Яцко Острянин (Остряница).

Крестьяне быстро вливались в ряды повстанцев, громили имения своих господ. Казаки потерпели ряд поражений от польского войска, которое численно их превосходило. П. Бут был захвачен в плен и казнен. К. Скидану и Д. Гуни удалось пробиться в Запорожье.

Весной 1638 г. казаки во главе с Я. Острянином вышли из Запорожья и разбили поляков под Голтвой. Однако отряды Я. Острянина, увлекшись преследованием отступавших поляков, попали в засаду и были разбиты. Бои под Лубнами и Жовнино закончились поражением запорожцев. Я. Острянин с частью казаков перешли границу Московского государства и поселились на Слобожанщине. Вскоре казаки Д. Гуни вынуждены были также пойти на переговоры с правительственными войсками и капитулировать. Сам Д. Гуня с частью запорожцев спасся на Дону.

Угнетение крестьян в Малой России как польскими, так и местными феодалами приводило к постоянным восстаниям, главной движущей силой которых были казаки. И чтобы понять последующие события, нам надо попытаться уяснить, что собой представляли малороссийские казаки. Они делились на запорожских и реестровых.

О зарождении запорожского войска уже немного говорилось. А вот реестровые казаки имели ряд принципиальных отличий от запорожцев. Первоначально их называли также городовыми казаками, потому что они жили в основном в небольших городках юга и юго-востока Малороссии. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями.

Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (то есть городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин. Но городовые казаки находились в куда большей зависимости от польских властей, чем запорожцы. Начиная с Сигизмунда II Августа, польские короли пытались создать из городовых казаков послушные себе части.

Так, в 1578 г. Стефан Баторий определил жалованье шести сотням казаков и разрешил им разместить в городе Трахтомирове свой госпиталь и арсенал. За это казаки согласились подчиняться назначенным королем офицерам-дворянам и воздерживаться от самовольных нападений на татар, сильно осложнявших ведение внешней политики Речи Посполитой. По заведенным правилам все шестьсот казаков были занесены в специальный список – реестр. И с тех пор эти зарегистрированные, «реестровые» казаки стали использоваться не только для охраны границ от татар, но и для контроля за «нереестровыми».

В 1589 г. количество реестровых казаков достигло уже трех тысяч. В основном это были оседлые, семейные, хорошо устроенные казаки, часто обладавшие значительной собственностью. К примеру, завещание некоего Тишки Воловича включало дом в Чигирине, два имения с рыбными прудами, леса и пастбища, 120 ульев и 3 тысячи золотых слитков (из них тысяча в закладе под большие проценты). Нереестровые городовые казаки были существенно беднее реестровых.

В 1620 г. казаки участвовали в знаменитой битве под Хотиным, где они вместе с поляками разгромили огромную турецкую армию. Причем польские войска насчитывали 57 тысяч человек, а казацкие – 40 тысяч. После битвы поляки потребовали, чтобы 37 тысяч казаков было возвращено в крестьянское сословие. Казаки взбунтовались. Летом 1625 г. поляки предприняли карательную экспедицию. Тридцатитысячное войско возглавил коронный гетман Станислав Конецпольский.

30 октября 1625 г. Конецпольский разбил казачье войско гетмана Марка Жмайла у старого городища под Куруковым озером. Однако у казаков остались значительные силы, и 3–6 ноября на месте сражения начались переговоры. 5 ноября городовые казаки выбрали нового гетмана Михаила Дорошенко – деда впоследствии известного гетмана Петра Дорошенко, а на следующий день было подписано соглашение с поляками. Городовые казаки признавали себя подданными польского короля, король же увеличивал число реестровых казаков до 6 тысяч, а остальных велено было вынести за реестр и лишить всех казацкого звания. Такие люди были названы выписчиками и составляли огромное большинство против реестровых.

Из шести тысяч реестровых казаков одна тысяча должна была по очереди находиться за Днепровскими порогами, не пускать неприятеля к переправам через Днепр и не допускать вторжения его в королевские земли. Всем казакам запрещалось выходить в море, предпринимать сухопутные набеги на земли мусульман и приказывалось сжечь морские лодки в присутствии польских комиссаров.

Из реестровых казаков было составлено шесть полков-округов – Киевский, Переяславский, Белоцерковский, Корсунский, Каневский и Черкасский. Центром полка являлся город (по нему и дано было название), где находилась полковая старшина. Полки делились на сотни. Артиллерия реестра и войсковая «музыка» (трубачи, барабанщики и др.) размещались в Каневе. Над всеми полками стояла войсковая старшина во главе с гетманом.

Сразу оговорюсь: соглашение касалось только городовых казаков, запорожцев же статьи соглашения не касались.

В 1632 г. в Польше умер король Сигизмунд III, и собравшийся по этому поводу сейм приступил к избранию нового короля. В это время на вальный (избирательный) сейм явились депутаты от нереестровых казаков. Ссылаясь на то, что казаки составляют часть польского государства, депутаты потребовали от имени войска обеспечения православной веры и права голоса на выборах короля. На это требование сенат Речи Посполитой ответил казакам, что хотя они действительно составляют часть польского государства, но такую, «как волосы или ногти в теле человека: когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут. Так поступают и с казаками: когда их немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, то становятся вредными для Польши». Относительно обеспечения православной веры казацким депутатам сказали, что этот вопрос рассмотрит будущий король Польши, а относительно участия в избрании короля ответили, что на избрание короля имеет право сенат и земское собрание.

Таким образом, казаки и жители Малороссии были признаны неполноценными гражданами, а Малороссия – колонией Польши.

В XX веке и советские, и националистические историки, подтасовывая и перевирая факты, исказили историю казачества. Первые доказывали, что действия казаков были исключительно элементом классовой борьбы крестьян против феодалов, а вторые утверждали, что как запорожские, так и реестровые казаки представляли собой особый класс украинского народа, который боролся за национальную независимость «вильной Украины» в границах 1991 г.

Как видим, цели у «совков» и националистов были разные, а мифологию они создавали примерно одинаковую.

Замечу, что и в России кое-кто пытается объявить донских казаков особым народом. С тем же успехом можно объявить народом и поморов и потребовать для них государственного суверенитета. Но, как уже говорилось, на самом деле в XV–XVIII веках запорожские казаки сами считали себя русскими, говорили и писали по-русски с небольшими вкраплениями местных выражений, то есть можно говорить о говоре запорожцев, а точнее – «сленге». Запорожские казаки часто уходили на Дон, и, наоборот, донские – на Днепр, и никто никого не считал иностранцами.

Прием в запорожские казаки был очень прост – надо было правильно перекреститься и говорить по-русски, все равно на каком диалекте. Запорожцы делились на сечевых и зимовых казаков. Первые жили в казачьей столице – сечи – по куреням. Кстати, она не всегда находилась на острове Хортица. Сечевые казаки были привилегированной частью запорожского казачества. Только они имели право выбирать из своей среды старшину, получать денежное и хлебное жалованье, участвовать в дележе добычи, вершить все дела войска. Все они были холостыми или по крайней мере считали себя таковыми.

Семейным казакам разрешалось жить только вблизи сечи по балкам, луговинам, берегам рек, лиманов и озер, где появлялись или целые слободы, или отдельные зимовники и хутора. Жившие в них казаки занимались хлебопашеством, скотоводством, торговлей, ремеслами и промыслами и потому назывались не «лыцарями» и «товарищами», а подданными или посполитыми сичевых казаков, «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками».

Все националистические историки – Яворницкий, Грушевский и др. – старательно обходят вопрос об эксплуатации сечевиками. Запорожцы никогда не вели финансовой отчетности, и привести какие-либо цифры невозможно. Но то, что «зимовчики» кормили сечевиков, не поддается сомнению.

«Официально зимовные козаки назывались сиднями или гнездюками, в насмешку – баболюбами и гречкосиями; они составляли поспильство, т. е. подданное сословие собственно сичевых Козаков. Турки называли запорожцев, живших хуторами на границе между Запорожьем и владением Оттоманской империи, почему-то именем «черун». Гнездюки призывались на войну только в исключительных случаях, по особому выстрелу из пушки в Сичи или по зову особых гонцов-машталиров от кошевого атамана, и в таком случае, несмотря на то что были женаты, обязаны были нести воинскую службу беспрекословно; в силу этого каждому женатому козаку вменялось в обязанность иметь у себя ружье, копье и «прочую козачью сбрую», а также непременно являться в Кош «для взятья на козацство войсковых приказов»; кроме воинской службы, они призывались для караулов и кордонов, для починки в Сичи куреней, возведения артиллерийских и других козацких строений. Но главною обязанностью гнездюков было кормить сичевых Козаков. Это были в собственном смысле слова запорожские домоводы: они обрабатывали землю сообразно свойству и качеству ее; разводили лошадей, рогатый скот, овец, заготовляли сено на зимнее время, устраивали пасеки, собирали мед, садили сады, возделывали огороды, охотились на зверей, занимались ловлею рыбы и раков, вели мелкую торговлю, промышляли солью, содержали почтовые станции и т. п. Главную массу всего избытка зимовчане доставляли в Сичь на потребу сичевых Козаков, остальную часть оставляли на пропитание самих себя и своих семейств. Сохранившиеся до нашего времени сичевые архивные акты показывают, что и в каком количестве доставлялось из замовников в Сичь: так, в 1772 году, 18 сентября, послано было из паланки при Барвенковской-Стенке восемь волов, три быка, две коровы с телятами и т. п.

…Как велико было у запорожских Козаков количество лошадей, видно из того, что некоторые из них имели по 700 голов и более… Однажды кошевой атаман Петр Калнишевский продал разом до 14 000 голов лошадей, а у полковника Афанасия Колпака татары, при набеге, увели до 7000 коней…

…В одинаковой мере с коневодством и скотоводством развито было у запорожских Козаков и овцеводство: у иного козака было до 4000, даже по 5000 голов овец: «рогатый скот и овцы довольно крупен содержат; шерсти с них снимают один раз и продают в Польшу».

Может ли один человек без жены и детей, пусть даже не занятый походами и пьянством, обслуживать 700 лошадей или 5000 овец? Понятно, что нет. Кстати, и Яворницкий пишет: «…овечьи стада назывались у запорожских Козаков отарами, а пастухи – чабанами, – названия усвоены от татар; чабаны, одетые в сорочки, пропитанные салом, в шаровары, сделанные из телячьей кожи, обутые в постолы из свиной шкуры и опоясанные поясом, с «гаманом» через плечо, со швайкой и ложечником при боку, зиму и лето тащили за собой так называемые коши, т. е. деревянные, на двух колесах, котыги, снаружи покрытые войлоком, внутри снабженные «кабицей»: в них чабаны прятали свое продовольствие, хранили воду, варили пищу и укрывались от дурной погоды».

Увы, в трех томах «Истории запорожских казаков» Яворницкого (всего 1671 страница!) не говорится о социальном статусе «чабанов». То, что они не казаки, ясно из текста. А тогда кто? Тут может быть только два варианта: или рабы, или крепостные, принадлежавшие скорее всего богатым сечевикам, а в отдельных случаях работавшие на все запорожское войско.

Что же касается рядовых реестровых казаков, то многие из них к 1648 г. сами имели хлопов. А все командование реестровых было попросту помещиками, пусть без титулов, пусть незаконно, с точки зрения польских властей, владевшими землями и хлопами, но помещиками!

Так что рассказы Яворницкого, Грушевского и K° о том, что казаки пытались дать малороссийскому народу равноправие, избавить от помещичьего гнета и т. д., просто «детский лепет на лужайке», более мягко не скажешь.

Казаки действительно хотели избавить хлопов от гнета шляхты, как новой польской, так и старой русской, состоявшей из потомков князей и бояр Киевского, Черниговского и других княжеств. Причем к середине XVII века различить польских и русских дворян в Малороссии очень трудно, а где-то и невозможно. Но казаки в Малороссии никогда не мыслили даже об утопическом социализме, они сами хотели стать помещиками и жить за счет эксплуатации крестьян.

Дабы не быть обвиненным в пристрастном отношении к малороссийским и запорожским казакам, скажу, что в начале XVII века в Московском государстве сложилась обстановка, близкая к ситуации на юге Малой России. Так, с 1604–1618 гг. наряду с польскими отрядами действовали и шайки запорожских, малороссийских (реестровых и нереестровых), донских и местных казаков. Замечу, что и русские воеводы, и местное население всегда четко делили ляхов и казаков (черкасс), но крайне редко выделяли из них, к примеру, запорожцев.

Кстати, судя по всему, именно запорожские казаки, возвращаясь из набега на вологодские земли, замучили Ивана Сусанина. Правда, ни на персону Михаила Романова, ни на Ипатьевский монастырь, ни на славный город Кострому казаки в данном случае не покушались.

Надо сказать, что и запорожские, и малороссийские казаки жестоко грабили русские города и деревни, сопротивлявшихся им ратников и крестьян сажали на колы, четвертовали и т. д. Грабили и жгли православные храмы, убивали попов. Другой вопрос, что, «выйдя на пенсию», многие казаки удалялись в православные монастыри замаливать грехи и делали большие вклады. К 1648 г. немало бывших малороссийских и запорожских казаков монашествовали в обителях Русского государства.

Стоит остановиться на местных казаках, то есть рязанских, вяземских, нижегородских и др. В свое время «совковые» историки превозносили до небес крестьянскую войну под руководством Ивана Болотникова. Однако ни сам Болотников, ни его казаки (местные!) вовсе не покушались на основы феодального строя. Их «программой-минимум» было награбить как можно больше, а «программой-максимум» – самим стать помещиками или даже боярами.

И, надо сказать, мечты многих из них сбылись. Тот же простой казак Ивашка Заруцкий стал боярином при Тушинском воре, вместе с патриархом Филаретом учил вора уму-разуму. И основал бы Заруцкий боярскую династию в Москве, да черт попутал бедного Ивашку, полез он в постель к Маринке Мнишек и царствовать восхотел. Клан бояр Романовых не потерпел конкурента, и бедолага кончил жизнь в Москве на колу.

А вот множество бывших своих тушинских соратников, помогавших Михаилу Романову сесть на престол, новый царь сделал помещиками. В 1614 г. казак Булгак Алексеев получил 133 четверти земли, Михаил Горчаков – 100 четвертей, а к 1622 г. владел уже 700 четвертями, сподвижник Заруцкого Михаил Марков в Вологодском уезде получил 150 четвертей, и в Шацком уезде 600 четвертей и т. д.. Здесь речь идет о «туземных» казаках. Таким образом, боевые холопы, несколько лет промышлявшие разбоями, только за то, что вовремя «поставили на нужную лошадь», в 20-е годы XVII века стали крупными землевладельцами. Позже большинство из них попыталось примазаться к древним дворянским родам или даже объявить себя потомками князей Рюриковичей.

Точно так же себя вели и все казаки в Малой Руси. Хлопы мечтали стать запорожским «лыцарством» или реестровыми казаками, казаки хотели стать помещиками, а казацкие старшины – крупными магнатами, причем такими же независимыми, как и польские паны.

Польские же паны жили «по понятиям», на уровне мелких среднеазиатских ханов. Причем беспредел польские магнаты творили не только по отношению к крестьянам и казакам, но и по отношению к дворянам, владевшим землями в Малороссии, причем независимо от их этнического происхождения и вероисповедания. В итоге детонатором большинства казацких восстаний становилась обида, нанесенная магнатом шляхтичу или представителю казацкой верхушки.

Перечислю лишь наиболее крупные восстания:

1591–1593 годы. Украинский шляхтич Кристоф Косинский поднимает казаков и крестьян. Восставшие захватывают города Белая Церковь, Триполье, Переяслав, Богуслав и осаждают Киев.

1594–1596 годы. Восстание поднимает казацкий атаман Северин Наливайко. Летом 1595 г. восставшие овладевают Слуцком, Бобруйском, Могилевым и др. Восстание охватило огромный район от Запорожской Сечи до Могилева и от русской границы на востоке до Луцка и Кременца на западе. Лишь в мае 1596 г. польским войскам удалось подавить восстание. Сам Наливайко был казнен в Варшаве 1(11) апреля 1597 г.

И пошло-поехало… Вся первая половина XVII века – это казацкие восстания с небольшими перерывами.

Однако бесчинства магнатов не только не прекращаются, но и принимают все больший размах. Вот, к примеру, крупный магнат Иеремия Вишневецкий в 1643 г. захватил у городельского старосты А. Харлезского городище Гайворон с окрестными селами, присоединив их к своим огромным заднепровским владениям. В следующем году он отобрал у надворного маршала А. Казановского город Ромны «с волостью», кроме того, в разное время занял над реками Оржицей и Хоролом «наймней 36 миль».

Польский шляхтич Чигиринский подстароста Даниэль Чаплинский в 1645 г. напал на хутор Субботово, принадлежавший его соседу Чигиринскому сотнику Богдану Хмельницкому. Чаплинский захватил гумно, где находилось четыреста копен хлеба, и вывез его. Но хуже всего было то, что подстароста умыкнул любовницу сотника. Богдан недавно овдовел и вроде не прочь был жениться еще раз. Скорее всего причиной налета и был спор из-за бабы, а не из-за копен хлеба. К тому же Чаплинский велел высечь плетьми десятилетнего сына Богдана, после чего мальчик расхворался и вскоре умер. Самого Богдана Чаплинский четыре дня держал в цепях, но потом отпустил.

Богдан Хмельницкий с десятью казаками в январе 1646 г. прибыл в Варшаву и лично бил челом королю Владиславу на обидчиков своих.

По сведениям московского лазутчика Кунакова, бывшего в то время в Варшаве, старик Владислав посетовал Хмельницкому на свое бессилие перед беспределом панов. Король одарил казаков сукнами, а Хмельницкому, кроме того, подарил саблю со словами: «Вот тебе королевский знак: есть у вас при боках сабли, так обидчикам и разорителям не поддавайтесь и кривды свои мстите саблями; как время придет, будьте на поганцев и на моих непослушников во всей моей воле».

Задам риторический вопрос – могло ли быть такое в России, что при Алексее Михайловиче, что при Петре I или Екатерине II? Да физически быть не могло! И не только в России, но и в любом сильном централизованном европейском государстве. Беспредел магнатов – это свидетельство слабости государства и предвестник его гибели.

Но вернемся к судьбе Чигиринского сотника. По возвращении в Субботово Хмельницкий получил от гетмана Конецпольского приглашение на банкет. Но хитрый Богдан быстро смекнул, чем для него кончится сей банкет, и не поехал. Тогда Конецпольский послал двадцать всадников взять Богдана силой. Хмельницкий с четырьмя казаками отразил нападение на хутор: пять человек было убито на месте, а остальные бежали. Не долго думая, сотник с сыном Тимофеем и верные ему казаки оседлали коней и поскакали в традиционное убежище казаков – в Сечь.

Польский отряд из 300 поляков и 500 реестровых казаков отправился (видимо, из Кодака) в Сечь ловить Хмельницкого. Согласно казачьему преданию, Богдан отправил двух своих товарищей к реестровым казакам, которые объяснили им, что Хмельницкий – жертва поляков и т. п. Дело кончилось бунтом, реестровые казаки перебили ляхов, а сами подались к запорожцам.

Прибыв в Сечь, Хмельницкий обратился к запорожцам: «К вам уношу душу и тело, – укоряйте меня, старого товарища, защищайте самих себя, и вам тоже угрожает!» Тронутые этой речью, казаки ответили Хмельницкому: «Приймаемо тебя, пане Хмельницкий, хлибом-силью и щирным сердцем!»

В Сечи вокруг Богдана стали собираться казаки, мечтавшие поквитаться с ляхами. В первых числах марта 1648 г. Богдан с Тимофеем и несколькими товарищами выехали из Сечи на остров Токмаковский, чтобы подкормить лошадей. Так поступали многие казаки, и польские лазутчики в Сечи ничего не заподозрили. А Богдан тем временем скакал в Крым.

Хан Ислам-Гирей II долго колебался, давать ли своих воинов в помощь Хмельницкому. Наконец хан решился, но заставил Богдана присягнуть на своей сабле и оставить сына Тимофея в заложниках. Тем не менее Ислам-Гирей сам не пошел в Малороссию, а отправил с Хмельницким мурзу Тугай-бея с четырьмя тысячами конных татар.

18 апреля в Сечи внезапно объявился Хмельницкий. К тому времени кошевой атаман собрал в Сечи всех сечевых и зимовых казаков. На рассвете следующего дня в Сечи раздались три пушечных выстрела. Отовсюду толпы казаков собрались на раду. На сей раз народу было так много, что все не уместились, как обычно на раде, на сечевом майдане (главной площади). Тогда сечевой атаман предложил выйти в чистое поле за «сечевую фортецию». Там, по словам очевидца, оказалось тридцать тысяч казаков.

В середину круга вышел Богдан в сопровождении четырех знатных татар и объявил, что начинает войну с поляками вместе с крымским ханом. «Услыхав эти слова, войско отвечало: «Слава и честь Хмельницкому! Мы, как стадо без пастуха. Пусть Хмельницкий будет нашим головою, а мы все, сколько нас тут есть, все готовы идти против панов и помогать Хмельницкому до последней утраты живота нашего!» Эти слова сказаны были «едиными устами и единым сердцем» всего собравшегося на площади запорожского низового войска. После этой речи тот же час кошевой атаман послал в войсковую скарбницу сечевого писаря с несколькими куренными атаманами и значными товарищами и велел посланным вынести оттуда войсковые клейноты, чтобы вручить их на площади Хмельницкому».

Лазутчики немедленно донесли полякам о событиях в Запорожье. Но еще раньше коронный гетман Николай Потоцкий двинулся с войском на Украину и 18 февраля 1648 г. вошел в Черкассы, а польный гетман Мартын Калиновский – в Корсунь. Замечу, что все эти передвижения и приготовления к войне происходили без ведома центральных властей. Уже задним числом Потоцкий отписал Владиславу IV: «Не без важных причин, не необдуманно двинулся я в Украйну с войском вашей королевской милости… Казалось бы, что значит 500 человек бунтовщиков. Но если рассудить, с какою смелостью и в какой надежде поднять бунт, то каждый должен признать, что не ничтожная причина заставила меня двинуться против 500 человек, ибо эти 500 человек возмутились в заговоре со всеми казацкими полками, со всею Украйною. Если б я этому движению не противопоставил своей скорости, то в Украйне поднялось бы пламя, которое надобно было бы гасить или большими усилиями, или долгое время».

Польша – не такая уж большая страна, и гонец за день-два мог доскакать до Варшавы и дня через четыре вернуться с приказом короля. Эти четыре дня для Потоцкого не играли никакой роли, за это время и войско-то толком к походу не подготовить. Но, как видим, коронный гетман проигнорировал короля и сообщил ему о своем походе тогда, когда изменить ничего уже было нельзя. Эпизод этот, во-первых, хорошо показывает нравы польских магнатов и слабость королевской власти, а во-вторых, ставит точки над i: Богдан шел воевать не с польским народом и даже не с королем, а с шайкой жадных магнатов и арендаторов.

22 апреля 1648 г. Богдан Хмельницкий с войском покинул Сечь и двинулся навстречу ляхам. Без особых проблем казаки захватили крепость Кодак и двинулись к протоке Желтые Воды, где 6 мая 1648 г. был наголову разбит польский шеститысячный авангард. Через несколько дней под Корсунью было разбито и войско Поточного и Калиновского.

В конце XVI в. значительно усилилась борьба украинского крестьянства и казачества против крепостничества и национального гнета.

Впрочем, первые антифеодальные восстания в Украине были еще в XV в. Так, в течение 1490-1492 pp. произошло крупное антифеодальное восстание крестьян в Восточной Галиции и Северной Буковине под руководством Мухи. Десятитысячном войску удалось захватить крепости Снятин, Коломыю, Галич. Крестьяне нападали на феодалов, сжигали и разоряли их поместья, однако действовали они в основном стихийно, локально, разрозненно и потому потерпели поражение.
В XVI в. появилась новая форма антифеодальной борьбы - движение повстанцев. Впервые о них упоминается в документах 1529 Это движение охватило горные районы Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Для борьбы с ними феодалы Польши и Молдавии в 1547 г. заключили соглашение. Однако движение разрасталось и охватило Прикарпатье и Подолье. Особенно успешно действовали отряды во главе с Петром Чумаком, Марком Гатталою, Василием сальником и др..
Как отмечалось, первое крупное антифеодальное крестьянско-казацкое восстание, возглавляемое К. Косинским, произошло в 1591-1593 pp. В 1591 p. Косинский во главе отряда казаков при поддержке крестьян и городской бедноты захватил Белую Церковь. Впоследствии вспыхнула широкая антифеодальная борьба на Киевщине и Переяславщини. Повстанцы захватили Триполье и Переяслав, подошли к Киеву. Движение перевернулся также на Волынское и Брацлавское воеводства. Магнаты, испугавшись, создали ополчение шляхты во главе с киевским воеводой князем Острожским и выступили против Косинского. В январе 1593 г. под городком Пятой на Житомирщине состоялась битва, длившаяся неделю, но так и не выявила победителя. Повстанцы отошли на Сечь. В мае 1593 двухтысячный отряд казаков во главе с Косинским вновь отправился из Запорожской Сечи и вскоре окружил Черкассы. Черкасский староста, не дождавшись помощи, начал переговоры с Косинским, пригласил его в замок и убил. Осенью того же года восстание вспыхнуло с новой силой. Казацкое войско подошло к Киеву и окружило его, но в это время татары напали на Сечь и казаки вынуждены были вернуться назад. Шляхта подавила остатки крестьянских отрядов на Киевщине и Брацлавщине, жестоко расправилась с непокорными, а потом начала самовольно увеличивать в своих имениях барщину и различные повинности. Все это способствовало вызреванию других восстаний.
Весной 1594 снова началось восстание против польской шляхты. Возглавил его выходец из семьи ремесленника из города Гусятина, что на Подолье, - Северин Наливайко. В Запорожской Сечи он был сотником. В 1594 г. он возглавил успешный поход в Молдавию против турецко-татарских захватчиков. По возвращении обратился с призывом к запорожцам начать борьбу против польско-шляхетского власти. Несмотря на несогласие части старшины, запорожцы решили послать отряд казаков во главе с гетманом Лободой на помощь Наливайко. Под его руководством казаки и мещане Брацлава разгромили отряды шляхты и завладели городом. Вскоре они захватили города Бар и Луцк. Народное восстание охватило Брацлавщину и Волынь. Крепостные крестьяне вступали в отряды и объявляли себя казаками. Весной 1595 г. войско повстанцев разделилось. Часть его во главе с Наливайко отправилась в Белоруссию. Вторая часть во главе с Григорием Лободой и Матвеем Шаулой - к южной Приднепровья. Отряд Наливайка захватил Староконстантинов, Кременец, Слуцк, Бобруйск, Могилев и разбил войска шляхты. Крестьянские выступления начались во всей Восточной Белоруссии. Вместе войско под предводительством Лободы завладело Черкассами и Каневом. Поднявшись Днепром, Шаула захватил Киев и ушел в Белоруссию. Таким образом, все украинское Правобережье и Юго-Восточная Белоруссия оказались в руках повстанцев. Этому способствовало также то, что именно в ту пору польское войско во главе со Станиславом Жолкевским воевало в Молдавии.
Однако Осенью 1595 г. Молдавская поход закончился, и Трехтысячное польское войско двинулось на Украину. Литовские магнаты объединились для борьбы против повстанцев под руководством литовского гетмана X. Радзивилла. Белорусская шляхта собралась в Минске под руководством воеводы Николая Буйвида. В декабре 1595 пятитысячный отряд Буйвида подошел к Могилеву, где находилось 1,5 тыс. казаков и крестьян во главе с Наливайко. Произошло сражение, и хотя Буйвид отступил, Наливайко поспешил соединиться со второй частью войска. При переходе на г. Синие Воды близ села Прилуки произошло сражение с войсками Жолкевского, в которой победили казаки.
Весной 1596 г. войска Наливайко, Лободы и Шаулы объединились неподалеку от Белой Церкви. Количество их составляло 4 тыс. В Белую Церковь приближалось и польское войско. В урочище Острый Камень состоялась битва. Казаки понесли большие потери, Шауль ядром оторвало руку, был ранен и Наливайко, но и польские войска вынуждены были отойти. Наливайко отступил через Триполье в Киев, а затем в Переяслав. В начале мая там сосредоточилось 10 тыс. беженцев и среди них-3 тыс. казаков. Собрался совет. Одни предлагали драться с Жолкевским. Часть старшины предлагала просить у него помилования. Однако большинство казаков приняли решение перейти на территорию Российского государства. Согласно этому решению войска начали двигаться в Лубны. Когда до российской границы оставалось 400 верст, а в Лубны - 3 версты, казаков догнали войска Жолкевского. Казаки разбили лагерь, укрепили его оружием. И в них было 3 тыс. плохо вооруженных бойцов, а в Жолкевского - 5 тыс. Кроме того, к нему присоединились литовские части князя Огинского. Две недели продолжалась оборона лагеря. Лобода начал тайные переговоры с поляками, но его разоблачили и казнили. Однако вскоре группа старшин, поддерживавших Лободу, предательски схватила Наливайко и Шаулу и выдала их врагам. Захватив лагерь, поляки устроили жестокую расправу. Только небольшой части казаков во главе с подполковником Кременским удалось прорваться на Сечь. Наливайко после десяти месяцев допросов четвертовали в Варшаве. М. Бельский писал о нем: "Был он человеком прекрасной внешности и незаурядных способностей, причем знаменитый артиллерист". Имя Наливайко стало символом мужества и смелости. Народного героя Украины прославили поэт-декабрист К. Рылеев в поэме "Наливайко" и Т. Шевченко в поэмах "Тарасова ночь" и "Гайдамаки". После подавления восстания Наливайко в Украине усилилось феодально-крепостнического гнета. Жолкевский, Вишневецкие, Потоцкие, Калиновские получили здесь новые земельные владения. Начался период крепостническо-благородной реакции.
В начале XVI в. Речь Посполитая почти постоянно находилась в состоянии войн с соседями и ей снова пришлось обращаться к казакам за военной помощью. Так, в 1601 г. двухтысячный отряд украинских участвовал в сложной для Польши Ливонской кампании, а в 1605 и 1609 запорожцы принимали участие в польской интервенции в Москву. Однако одновременно шляхта не хотела расширять автономию или увеличивать реестр казаков.
В 1616 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Петра Сагайдачного. Он, неимущий дворянин из города Самбора, что на Галичине, учился в Острожской академии, после чего ушел в Сечь, участвовал в нескольких походах, самый известный из которых - поход на Кафу в 1616 г. Он считал, что казаки еще уступают силой Речи Посполитой, и поэтому основой его политики стало примирение с Польшей. П. Сагайдачный возглавлял крупные отряды казаков, которые помогали полякам в бесконечных войнах с Москвой и Оттоманской империей. В 1619 г. он согласился сократить реестр до 3 тыс, закрепил несанкционированные морские походы и признал право короля утверждать казацких старшин. Важная заслуга П. Сагайдачного в том, что он объединил военную силу казаков с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украины. В 1620 г. П. Сагайдачный вместе со всем Запорожским Кошем вступил в Киевское братство, то есть запорожцы стали поддержкой и защитниками религии и культуры Украины. В том же году он вместе с православными священниками пригласил в Киев иерусалимского патриарха Феофана для освящения новых православных иерархов. Поляки угрожали схватить патриарха Феофана как шпиона, поэтому П. Сагайдачный вместе с тремя тысячами казаков сопровождал его до турецкой границы. Отношения между Польшей и казаками становились все более натянутыми. Однако угроза турецкой агрессии после поражения шляхетского войска на Цецорских полях в 1620 г. заставила короля вновь обратиться к украинскому гетману за помощью. Участие казаков в боях против войск султана Османа II обеспечила успешное завершение в 1621 г. Хотинской войны. Смертельно раненого в одной из битв П. Сагайдачного отвезли в Киев. В 1622 г. П. Сагайдачный умер.
После смерти П. Сагайдачного конфликты снова стали основой польско-украинских отношений. Преемниками П. Сагайдачного были Олифер Голуб и Михаил Дорошенко. В это время в Украину вернулось 40-тысячное казацкое войско, которое участвовало в битве под Хотином. Никто из казаков не хотел снова становиться крепостным, среди них росло недовольство. Чтобы усмирить непокорных, в 1625 г. в Украину было направлено восьмитысячном войско Конецпольского, которого польское правительство назначило гетманом. Навстречу ему из Запорожской Сечи выступило шеститысячным войском во главе с Марком Жмайлом. После нескольких неудачных боев с поляками запорожцы вновь избрали гетманом Дорошенко и пошли на переговоры, вследствие которых реестр был увеличен до 6 тыс, но большинство рядовых казаков должны были вернуться к своим господам. М. Дорошенко поделил реестровых казаков на пять полков и местом их пребывания определил Киев, Канев, Корсунь, Белую Церковь, Переяслав и Черкассы. Общее управление осуществлял гетман со своей канцелярией. Его избирали казаки, а утверждал король. В отличие от реестровых казаков Запорожская Сечь хотя формально и подчинялась гетману, но фактически сохраняла автономию.
В 1629 г. гетманом был избран Григорий Черного, с пропольской ориентации. Однако его попытки угодить шляхте вызывало ненависть у казаков. В 1630 г. они похитили его, увезли на Сечь, учинили суд и казнили.
Новым гетманом был избран Тараса Федоровича (Трясило), который организовал и повел против шляхты большое войско. Польское войско вновь возглавил Конецпольский. После нескольких сражений в Переяславе было подписано соглашение, согласно которому реестр увеличился до 8 тыс, всем казакам, принимавшим участие в восстании, были объявлены амнистии.
В 1635 г. Речь Посполитая для контроля за казаками построила на Днепре, севернее Сечи, крепость Кодак. И за несколько месяцев до завершения строительства отряд казаков во главе с гетманом Иваном Судимой разрушил крепость и уничтожил ее гарнизон. И. судимая долгое время гетьманував, участвовал во многих походах, но ни разу не был ранен. Он даже получил от Папы Римского золотую медаль за то, что захватил турецкую галеру, взял в плен 300 турок, которых подарил Папе. Но несмотря на это польская шляхта добилась его казни.
В 1637 г. началось новое восстание, которое возглавил запорожский гетман Павел Бут (Павлюк). К нему присоединились крупные группы крестьян. Однако в декабре 1637 г. под Кумейками вблизи Чигирина пятнадцатитысячной польская армия нанесла им решительный удар. Павлюка схватили и казнили в Варшаве. Николай Потоцкий огнем и мечом прошел Киевщины, Переяславщины и везде оставил гарнизоны. Впрочем, это поражение 10-тысячная армия повстанцев не стала завершением восстания. В 1638 г. восстание на Левобережной Украине возглавили запорожский гетман Яков Острянин, полковники Карп Скидан и Дмитрий Гуня. Они организовали 20-тысячное войско и в битве при Голтвой нанесли поражение шляхетской армии. Но в битве при Жовнино казаков окружили, и они два месяца продолжали борьбу с правительственными войсками. Одна часть войска во главе с Острянином прорвалась из окружения и отступила на Слобожанщину, а другая во главе с Гуней прорвалась на территорию российского государства.
После этих восстаний, стремясь отомстить казакам, Польша сократила реестр до 6 тыс. и лишил даже реестровых казаков права на самоуправление. Отменялась должность гетмана, вместо него вводилась должность польского старосты, которую утверждал король. Казацкие полковники и есаулы должны теперь избираться из шляхты. Ограничивалась и территория казаков. А тех, кто бежал из Сечи без разрешения, казнили. Тысячи казаков, которых не внесли в реестр, объявлялись крепостными. Однако все эти меры не только не усмирили казаков, а наоборот, вызвали новое восстание.
Следующее десятилетие (1639-1648 pp.), Названное польскими историками «золотым покоем", было периодом особенно жестокого и социального, и национального угнетения.
Итак, за 45-летний период в Украине произошло пять крупных крестьянско-казацких восстаний, но все они закончились поражением. Среди причин поражений можно назвать стихийность, неорганизованность восстаний, противоречия между реестровыми и нереестровими казаками, отсутствие единого командования, плохо вооруженные, локальность выступлений, местнические интересы. Но несмотря на это в процессе народно-освободительной борьбы против социального и национального угнетения в Украине усовершенствовались воинское мастерство населения, тактика борьбы, увеличился военный опыт, укрепились связи казаков с крестьянами. Десятилетний "золотой покой" только до определенного времени отодвинул конфликт, давно уже созрел. Усиление в Украине в первой половине XVII в. Польско-шляхетского гнета вызывало недовольство крестьян, жителей городов и других слоев населения. Накануне освободительной войны большая часть территории Украины была под властью Речи Посполитой и разделялась на Киевское, Брацлавское, Подольское, Волынское, Черниговское и Русское (с центром во Львове) воеводства. Характерным для этого времени был рост крупного феодального и монастырского землевладения. Особенно большое имение имели польские и спольщена украинские магнаты. Так, А. Конецпольский имел 18,5 тыс. дворов, Вишневецкий - 7 тыс. дворов, Любомирский -5 тыс. дворов, католические монастыри и костелы - 50 имений.
Требования шляхты к крестьянам повышались, усиливалось их угнетения. К тому времени существовало три основных вида ренты: продовольственная, денежная и отработочная. Кроме того, крестьяне должны были платить за дома и скот. Барщина на основной территории Украины достигала трех-четырех дней в неделю, а в отдельных районах (западных) даже больше. Все это подталкивало крестьян продолжать бежать на Сечь, они отказывались выполнять обязанности, сжигали дома помещиков, уничтожали их посевы.
Еще тяжелее было положение крестьян, живших в имениях, которые феодалы сдавали в аренду. Арендаторами часто становились евреи, которые не имели права владеть землей. Так, в 1616 г. более половины украинских земель, принадлежавших Польше, арендовали еврейские предприниматели. Стремясь быстрее и с прибылью вернуть за короткое время вложенные деньги, они заставляли работать крестьян по 6-7 дней в неделю, наказывали их, сажали за малейшие провинности в тюрьму. Кроме того, арендаторам предоставлялась возможность временной монополии на производство и продажу водки и табака, а потом они устанавливали высокие цены на эти товары. Это не способствовало популярности евреев-арендаторов среди украинского населения. Так, английский историк Норман Дейвис писал о жестокой эксплуатации крестьян благородно-еврейским союзом.
Тяжелым было также положение городских жителей. В Киевском и Брацлавского воеводств проживала почти половина всего населения, что было втрое больше, чем где в Речи Посполитой. Хотя многие поселения имели статус города, а отдельные даже Магдебургское право, преимущественно это были форты, построенные для защиты населения от татар. Многие жители городов занимались сельским хозяйством. Они выполняли также различные повинности: укрепляли замки, караулили в лесах, платили дань за пасеки подобное. Иными словами, во многом зависели от магнатов, на территории которых были их города.
Феодально-крепостнического гнета дополнялось национальным гнетом. Например, во Львове Украинский разрешалось жить только в одном месте, на русской улице. Они не участвовали в управлении городом, не имели права на свободную торговлю. Преследование подвергались украинский язык и культура. Одновременно продолжалась экспансия католической церкви. Все это привело к освободительной войне украинского народа. Возглавил ее Богдан Хмельницкий. Родился он в 1595 г. в семье украинского шляхтича, учился в Коллегии иезуитов, получил хорошее образование, знал латинский, украинский, русский, польский, турецкий, татарский и французский языки. В 1620 г. в битве с турками под селом Цецорой погиб его отец, а Богдан попал в плен. Через два года его выкупили, он вернулся к своему хутору Суботов, начал служить в реестровом войске. Участвовал во многих сухопутных и морских походах казаков против Османской империи, Крымского ханства, в русско-польской войне 1632-1634 pp. В 1638 г. получил должность писаря Войска Запорожского, а в 50 лет стал сотником Чигиринского казацкого полка. В 1646 p., когда Б. Хмельницкого не было в Суботове, польский шляхтич Д. Чаплинский захватил его имение, убил младшего сына и украл женщину, на которой овдовевший Б. Хмельницкий собирался жениться. Когда многочисленные обращения и жалобы в суд Б. Хмельницкому не помогли, он решил отомстить сам. Освободившись от стражи, он в декабря 1647 г. вместе со старшим сыном Тимофеем убегает в Запорожье. За короткое время он сумел получить поддержку запорожцев, захватить лодки с продуктами, оружием и обмундированием, прибывших для Корсунского реестрового полка, прогнать из Сечи польскую залог. В январе 1648 г. его избирают гетманом. Вскоре Б. Хмельницкий обращается с универсалами к украинскому народу с призывом подняться на борьбу против польской шляхты. Б. Хмельницкий выдвинул в Польшу два требования: признать самоуправления казачества и вывести польские войска из Украины. Однако Речь Посполитая признала их невозможными и оскорбительными. В Запорожье прибыли посланцы великого коронного гетмана с предложением к Б. Хмельницкого добровольно уйти из Сечи, но тот отказался. Тогда Н. Потоцкий обратился с универсалом к ​​восставшим с призывом "выдать Б. Хмельницкого и разойтись". Несмотря на угрозы, со всей Украины в Сечь шли новые и новые повстанцы.
Желая увеличить свои силы, Б. Хмельницкий рассылает своих людей к реестровым казакам, а сам вместе с сыном Тимофеем и близкими соратниками едет в Крым для переговоров с правительством Бахчисарая об участии в военных действиях против Польши. Положение, в котором находился хан, способствовало заключению договора. Во-первых, хана к этому побуждали его же муллы, которые не видели другого выхода улучшить жизнь татар, кроме ведения войны с Речью Посполитой. Во-вторых, Б. Хмельницкий оставлял в залог своего сына, и это давало им некие гарантии на съедение. Согласно Бахчисарайскому договору Ислам-Гирей давал четы-ритисячне войско татар во главе с перекопским мурзой Тугай-беем.
Таким образом, война стала неизбежной. Войско Б. Хмельницкого, когда уходило из Запорожья, насчитывало 5 тыс. чел. Навстречу ему шло примерно такое же по численности польское войско (как считает исследователь С. Зеркало, польский гетман Потоцкий имел в Корсуне войско численностью 6920 чел.).

Казацко-крестьянские восстания 20-30-х гг. XVII века.

После смерти Сагайдачного казаки отказались от политики компромиссов с Польшей. Усиление давления со стороны польского правительства (запрет нереестрового казачества, строительство крепости Кодак на Днепре для контроля над казаками и др.) вызвало новую волну казацко-крестьянских восстаний. Наиболее известные из них - восстание 1625. под предводительством гетмана Марка Жмайла, восстания 1630 года. под руководством гетмана Тараса Федоровича (Трясила), восстание 1635 г. под предводительством гетмана Ивана Сулимы и восстания 1637-1638 гг под руководством гетманов Павла Бута (Павлюка), Якова Острянина и Дмитрия Гуни.

Подавив восстание, Польша приняла жестоких мер против казаков. В 1638 г. польский сейм принял "Ординацию Войска Запорожского реестрового", направленную на ликвидацию привилегий казачества:

Нереестровые казаки объявлялись подданными;

Бегство к казакам каралась смертью;

Отменялось самоуправления в реестровых казаков (их количество составляло 6 тыс): вместо выборного гетмана король назначал комиссара;

Против украинцев осуществлялась политика жестокого террора. И покой длился в Украине лишь десять лет - в 1648 г. вспыхнула грандиозная Национально-освободительная война под руководством Б.Хмельницкого.

Значение восстаний

Восстание, хоть и потерпели поражение, способствовали росту национального самосознания украинцев и накоплению ими опыта для будущих освободительных соревнований.

Значение казачества

Казачество стало ведущей общественной силой в борьбе за национальное освобождение Украины.

Деятельность казаков касалась всех сфер жизни украинского народа: они защищали украинские земли, осваивали южные степи, поддерживали украинскую культуру и православную церковь, участвовали в антифеодальных выступлениях, сделали главный вклад в освобождение Украины из-под власти Речи Посполитой. Казаки создали Запорожскую Сечь, которая стала важным этапом в формировании украинской государственности и утечкой Украинского государства.

Украинская культура XIV - первой пол. XVII века.

Развитие украинской культуры после потери независимости Галицко-Волынским княжеством проходил в сложных условиях:

Украинские земли были разъединенные и оказались под властью иностранных государств. Над Украиной нависла угроза, с одной стороны, ополячивания, с другой - омосковлення;

Опустошительные ордынские приступы уничтожали край, враги забирали тысячи людей в неволю;

Потеряла свое привилегированное положение украинская православная церковь - важный фактор культурного процесса. Против нее и против украинской культуры вел упорную борьбу католицизм, поддерживаемый польской администрацией;

Углублялась денационализация украинской знати, все большее количество которой переходила в католицизм и ополячувалася.

Несмотря на это, украинская культура продолжала свое поступательное развитие, и в конце XVI - нач. XVII ст. в ней происходят качественные изменения. Украина переживает настоящее национально-культурное возвышение. Обусловлено оно было различными факторами, среди них:

Возрастание роли и значения казачества, которое организовало оборону украинских земель от татар, выступали против колониального угнетения крестьян польской шляхтой и окатоличивания православных украинцев;

Деятельность братств, направленная на защиту и развитие украинской культуры, утверждение просвещения как идеологии украинского населения;

Идеи Гуманизма и Реформации, проникая в Украину, влияли на средневековую теоцентричну мировоззренческую систему, способствовали распространению образования, науки, пробуждали интерес к украинской культуре, языку. Возникновение и распространение гуманистических, просветительских идей обусловлено и освободительными движениями в Украине в ХVІ-ХVIІ вв.

В этот период благодаря своему геополитическому положению Украина становится своеобразным мостиком между культурами Запада и Востока, между культурами православного, католического и мусульманского миров.