А тюрго представитель какой школы. Экономическое учение А

(1727–81) – французский экономист, представитель школы физиократов, государственный деятель.

С 1761 Т. занимал должность королевского интенданта в Лиможе, а в 1774–76 – пост генерального контролера финансов. Основное его произведение «Размышления об образовании и распределении богатств» вышло в свет отдельной книгой в 1776. Излагая концепцию физиократов, в частности Ф. Кенэ, Т. внес в нее ряд существенных дополнений. Именно у него физиократическая система приняла наиболее развитый вид.

Т. обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наемного труда он видел в отделении производителей от земли. Т. выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны – наемных рабочих. Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.

Т. пытался толковать проблему накопления капитала. Он впервые указал на различие между деньгами и капиталом. У него наметилось выделение прибыли как особого вида дохода. Рассматривая заработную плату, Т. связывал ее движение с конкуренцией между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.

Будучи генеральным контролером финансов, Т. предпринимал усилия для проведения в жизнь доктрины физиократов. Он упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввел свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту. Однако даже такие ограниченные нововведения встретили упорное сопротивление со стороны дворянства, придворной знати, и Т. вынужден был уйти в отставку.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Анн Робер Жак Тюрго

Anne-Robert-Jacques Turgot

Анн Робер Жак Тюрго считался выдающимся человеком уже при жизни. Талант ученого и писателя соединялся в нем с мудростью государственного деятеля, вера в человеческий разум и прогресс - с большим гражданским мужеством.

Тюрго родился в 1727 г. в Париже, он происходил из старинной нормандской дворянской семьи, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Он был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому Тюрго получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с блеском семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.

Это - решение зрелого и мыслящего человека. Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Тюрго склоняется к материализму. Способности Тюрго с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.

Если Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Тюрго в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Тюрго лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.

В 1752 г. Тюрго получает судебную должность в парижском парламенте, а в следующем покупает на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешает ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрируется умственная жизнь Парижа. Как в светских, так и в философских салонах молодой Тюрго скоро становится одним из лучших украшений. Он сближается с Дидро, дАламбером и их помощниками по Энциклопедии. Тюрго пишет для Энциклопедии несколько статей - философских и экономических.

Важнейшую роль в жизни Тюрго сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ, в отличие от физиократов, считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны. Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции, ему иногда приписывают знаменитый принцип laissez faire, laissez passer. В 1755-1756 гг. Тюрго совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Гурнэ умер в 1759 г. В Похвальном слове Венсану де Гурнэ, написанном сразу после его смерти, Тюрго не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.

Научная и литературная деятельность Тюрго была прервана в 1761 г. назначением на должность интенданта глухой Лиможской провинции. В Лиможе Тюрго провел 13 лет, периодически наезжая в Париж и живя там в зимние месяцы. Интендант, как главный представитель центральной власти, ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля. В это время Тюрго писал: Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он, вопреки всем трудностям, начинает проводить в своей провинции известные реформы. Он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.

Ему пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий.

Из своего Лиможа и во время поездок в Париж Тюрго следит за успехами физиократии. Он сближается с Дюпоном, знакомится с приехавшим в Париж Адамом Смитом. Однако его основная продукция в эти годы - бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры. Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Тюрго в 1766 г. свою главную экономическую работу - Размышления о создании и распределении богатств: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.

История этой работы необычна. Тюрго написал ее по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионерами для обучения во Францию. Размышления написаны с блестящим лаконизмом, напоминающим лучшие страницы Петти. Это 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем (кое-что, правда, принимается в качестве аксиом).

Людовик XV умер от оспы в мае 1774 г. Последние годы его жизни, были отмечены жестокой реакцией и кризисом финансов. Смерть старого короля вызвала во всей Франции вздох облегчения. Философы надеялись, что 20-летний король, человек мягкий и податливый, откроет наконец эру разума, осуществит их идеи. Новую пищу этим надеждам дало высокое назначение Тюрго, который стал сначала морским министром, а через несколько недель занял пост генерального контролера финансов и взял на себя руководство фактически всеми внутренними делами страны. Выходя 24 августа 1774 г. из кабинета короля, Тюрго попросил разрешения изложить для нега на бумаге основные принципы, которые он намерен проводить в жизнь. Написанное в тот же день письмо Тюрго королю - замечательный документ. Хотя в нем, в сущности, излагаются только простые и разумные принципы управления финансами, Тюрго заключает: В то же время я понимаю все опасности, которым я себя подвергаю. Я должен буду бороться даже против естественной доброты, против великодушия вашего величества и самых дорогих для вас лиц. Меня будет бояться и даже ненавидеть подавляющая часть двора, все те, кто добивается милостей. На меня будут клеветать, и, возможно, эта клевета будет достаточно правдоподобной, чтобы лишить меня доверия вашего величества. Тюрго здесь удивительно точно предсказал ход событий.

Что же сделал Тюрго, будучи министром? Невероятно много, если учесть короткий срок его деятельности и огромные трудности, на которые он наталкивался. Очень мало, если судить по конечным, долговременным результатам.

Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Тюрго, было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые вопиющие нелепости и несправедливости в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Тюрго попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты. Тюрго удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.

Важным экономическим мероприятием Тюрго было введение свободной торговли зерном и мукой и ликвидация монополии, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие проходимцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 г. был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения Министр твердой рукой подавил беспорядки.

В начале 1776 г. он добился одобрения королем знаменитых шести эдиктов, которые более, чем все принятые ранее меры, подрывали феодализм. Важнейшими из них были два: об отмене дорожной повинности крестьян и об упразднении ремесленных цехов и гильдий. Второй эдикт Тюрго не без оснований рассматривал как необходимое условие быстрого роста промышленности и сословия капиталистических предпринимателей. Эдикты натолкнулись на ожесточенное сопротивление, центром которого стал парижский парламент,- они могли стать законами лишь после так называемой регистрации парламентом. Борьба продолжалась более двух месяцев. Лишь 12 марта Тюрго добился регистрации, и законы вступили в силу.

Это была его последняя победа. Все силы старого порядка теперь сплотились против министра-реформатора. Пасквилянты изображали Тюрго то злым гением Франции, то беспомощным и непрактичным философом. Только на неподкупную честность Тюрго они не посягали: таким обвинениям никто бы не поверил. Другие министры составляли заговоры против Тюрго. Брат короля выпустил один из самых ядовитых пасквилей.

Его падение стало неизбежным. Людовик XVI наконец уступил нажиму, которому он давно подвергался с разных сторон. Король не решился в глаза сказать своему министру об отставке: приказание сдать дела принес Тюрго королевский посланец. Это произошло 12 мая 1776 г. Большинство проведенных им мер, в частности указанные выше эдикты, были вскоре полностью или частично отменены.

Друзей поражало спокойствие духа, с которым Тюрго переносил свою опалу и крах его реформ. Он мог шутить даже по поводу вскрытия цензорами его писем. Казалось, он удалился в частную жизнь с удовольствием: в течение 15 лет, пока он был интендантом и министром, ему не хватало времени на книги, научные занятия и общение с друзьями. Теперь он получил это время.

В 1778 г. в качестве годичного президента Академии надписей и изящной словесности он торжественно вводит в число академиков своего нового друга - Франклина. Для Франклина, как посла восставших американских колоний, он пишет свое последнее экономическое сочинение- Мемуар о налогах.

Тюрго - постоянный гость в салонах своего старого друга герцогини дАнвиль и вдовы философа мадам Гельвеции, где собираются самые свободомыслящие и просвещенные люди. Разум великого поклонника человеческого разума оставался острым и ясным до последнего дня.

Хотя Тюрго еще не было 50 лет, здоровье его было сильно расстроено. Особенно мучили его приступы подагры. Из 20 месяцев, которые он был министром, он семь месяцев провел в постели. Тем не менее его работа не прерывалась ни на один день: он диктовал проекты законов, доклады и письма, принимал чиновников, инструктировал помощников.

Он и далее презирал болезнь, хотя она упорно преследовала его. Часто он мог ходить только па костылях, которые с мрачным юмором называл мои лапы. Впрочем, умер он от болезни печени. Это случилось в мае 1781 г., ровно через пять лет после отставки.

Переведенные работы:

1. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961.

2. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. Юрьев. 1905.

3. Тюрго А. Р. Ж. Избранные философские произведения. М.: Соцэкгиз, 1937.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781)

Министр финансов Франции во времена Людовика XVI, философ, филолог, географ и экономист

Основное произведение - "Размышления о создании и распределении богатств" (1766).

Методология.

Применяя в своих исследованиях метод дедукции, Тюрго движется от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от общего к частному. Поскольку только в земледелии создается богатство, ученый сосредоточивает внимание на распределении земли между членами общества, старается сразу же выявить те элементарные, простейшие моменты, с которых разворачивается вся теоретическая система.

Теория стоимости.

Во взглядах на ценность Тюрго отказывается от трудовой теории стоимости и закладывает основы теории полезности. Он выделяет субъективную и объективную стороны ценности блага. Под субъективной ценностью он понимал оценку блага его владельцем. Объективная же ценность устанавливается на рынке в зависимости от ряда причин, главными из которых являются спрос и предложение. Что касается единицы измерения ценности, то автор подчеркивает, что "ценность каждой из обмениваемых вещей не имеет другого измерителя, кроме потребностей, желаний и денежных средств сторон, которые договариваются".

В результате обменных операций между производителем и потребителем устанавливается пропорция обмена путем сравнения обоюдной потребности товаровласників в продуктах. При осуществлении обмена одна ценность отдается за равную ценность. Меновое соотношение оказывается непосредственно в процессе торга через сопоставление интенсивности потребностей обоих участников торга. Чем сильнее человек желает чего-то, тем интенсивнее ее потребность в этой вещи. Когда подобное соотношение установилось, то оно выражает равновесие или равенство интенсивности обеих потребностей. Данные субъективные оценки потребителей под влиянием конкуренции превращаются в рыночные цены, которые воспринимаются и покупателями и потребителями продукции.

Выводя обмен товаров из взаимной потребности, Тюрго рассматривает деньги как обычный товар и утверждает, что всякий товар характеризуется качествами монеты, поскольку с ее помощью измеряется ценность других товаров.

Теория доходов.

В качестве доходов Тюрго рассматривает чистый продукт и заработную плату, определяя их аналогично Ф. Кене. Причиной появления наемного труда считает отделения работника от средств производства. Постепенно все земли становятся достоянием владельцев, и продукты земледелия начинают распределяться между собственником и земледельцем. В результате появляется чистый доход, который присваивает собственник, а земледелец получает минимум жизненных средств в форме заработной платы. Этот минимум, к которому тяготеет заработная плата, становится законом, который регулирует обмен между работником и собственником средств производства.

Впервые в качестве самостоятельного дохода Тюрго выделяет прибыль, которую получает предприниматель-капиталист в виде ссудного процента и/или предпринимательского дохода. Необходимость дохода ссудного капиталиста в виде процента ученый объясняет тем, что банкир на свои деньги всегда может приобрести землю и стать получателем ренты. Причем деньги, которые отдаются в ссуду, должны принести большую сумму, чем доход от земель, потому что существует риск невозврата этих денег заемщиком. Одновременно Тюрго утверждал, что деньги, потраченные на покупку фабрики или фермы, должны дать больший доход, чем деньги, отданные в ссуду, поскольку предприниматель должен получить прибыль как вознаграждение за свои заботы, таланты и риск.

Тюрго считает, что в стоимости товара прежде всего возмещаются затраты капитала, в том числе заработная плата. Другая же ее часть состоит из:

1) прибыли - процента, который предприниматель получает как владелец денег;

2) прибыли за "труд, риск и искусство" предпринимателя;

3) земельной ренты для предпринимателей, действующих в земледелии. Однако в последующих рассуждениях Тюрго отходит от данной точки

зрения и сосредотачивается на сугубо фізіократичній доктрине о создании чистого продукта в земледелии. Он утверждает, что рента является основной формой дохода, потому что единственной продуктивной формой работы является земледельческая труд, все же остальные доходы являются производными от ренты.

Теория капитала.

Капитал Тюрго определяет как "накопленную ценность". Накопление капитала обеспечивают:

а) покупка земли и получение ренты;

б) покупка промышленного предприятия и получения прибыли;

в) организация крупного сельскохозяйственного производства и получения фермерского прибыли;

г) ведение торговли и получения торговой прибыли за счет обсчета покупателей;

д) осуществление кредитных операций и получение ссудного процента.

Теория воспроизводства.

Тюрго совершенствует модель воспроизводства Ф. Кене

выделением в производственном классе двух групп - предпринимателей, которые предоставляют авансы, и рабочих, получающих заработную плату; в бесплодном классе - предпринимателей-мануфактуристів, как владельцев предприятий, предоставляющих работу, и простых ремесленников - получателей заработной платы. Такая модель была ближе к действительности, поскольку содержала элементы разделения людей на классы по критерию отношения к средствам производства.

Тюрго был учеником Франсуа Кенэ (Francois Quesnay), основоположника школы физиократов, и разделял его взгляды. В наши дни Тюрго известен не только как выдающийся мыслитель и королевский министр, но и один из первых приверженцев экономического либерализма – Тюрго пытался проводить подобную политику в условиях монархической Франции (France) и потерпел поражение.


Анн Робер Жак Тюрго родился 10 мая 1727 года в Париже (Paris). Он был младшим сыном Мишеля-Этьена Тюрго (Michel-Étienne Turgot), который с 1729 по 1740 год занимал должность парижского прево – сегодня мы сказали бы, что он бы мэром Парижа, - и Мадлен Франсуаз Мартино де Бретиноль (Madeleine Francoise Martineau de Brétignolles), из старинного нормандского рода.

Образование, которое получил Тюрго, подразумевало, что он выберет стезю церковного деятеля, он учился в Сорбонне (Sorbonne), куда поступил в 1749 году, и назывался в то время Аббат де Брикур (abbé de Brucourt). В Сорбонне Тюрго представил две замечательные диссертации на латыни, "Les avantages que la religion chrétienne a apportés à l"espèce humaine" ("О преимуществах, которые христианская религия даровала человечеству") и "L"Histoire du progrès dans l"esprit humain" ("Исторический прогресс человеческого разума").

Первым свидетельством его интереса к экономике стало письмо о бумажных деньгах, опровергающее защиту аббата Жана Террасона (Jean Terrasson) системы Джона Лоу (John Law), датированное 1749 годом и адресованное его товарищу по университету, аббату де Сисе (abbé de Cicé). Кроме того, Тюрго любил стихосложение и пытался ввести во французскую поэзию правила латинской просодии, переводя четвертую книгу "Энеиды" (Aeneid) классическим гекзаметром. К концу обучения Тюрго решил не принимать духовный сан, аргументируя это тем, что "не смог бы носить маску до конца своей жизни".

Впервые Тюрго выразил занимавшую его идею прогресса в его "Tableau philosophique des progrés successifs de l"ésprit humain" ("Философский обзор последовательных достижений человеческого разума") от 1750 года. По Тюрго прогресс должен охватывать не только искусство и науку, но и, на их основе, всю культуру – манеры, нравы, учреждения, юридические кодексы, экономику и общество.

В 1752-м он стал сначала субститутом, а затем и советником в парижском парламенте, в 1753-м – мастером прошений, т.е. чиновником высокого ранга в судебных инстанциях, а в 1754-м – членом королевской палаты. Тюрго стал завсегдатаем парижских салонов, где познакомился с лидерами школы физиократов Кенэ и Венсаном де Гурне (Vincent de Gournay) и другими экономистами.

В 1760-м, путешествуя по восточной Франции и Швейцарии (Switzerland), он посетил Вольтера (Voltaire), который стал одним из его главных друзей и сторонников. Все это время Тюрбо изучал различные отрасли науки и языки, как древние, так и современные, и занимался занимался переводами и литературной деятельностью, писал статьи, памфлеты и работы на экономические и религиозные темы. В августе 1761-го Тюрго был назначен интендантом, т.е. сборщиком налогов Лиможа (Limoges), одной из беднейших частей страны, и занимал этот пост 13 лет, пытаясь применить свои экономические познания к выгоде вверенных ему территорий. В это же время была написана самая знаменитая его работа, "Réflexions sur la formation et la distribution des richesses" ("Размышления о создании и распределении богатств"), в 1769-1770 напечатанная в журнале "Ephémérides du citoyen" и в 1776 году опубликованная отдельным томом.

В июле 1774 года, с воцарением Людовика XVI (Louis XVI), Тюрго был назначен морским министром, а затем, месяц спустя, генерал-контролером финансов. Его назначение было встречено всеобщим одобрением, философские и экономические круги восприняли его с энтузиазмом. Финансовое положение Франции было отчаянным, и Тюрго немедленно приступил к реализации давно готовой у него программы, одним из основных пунктов которой была строжайшая экономия средств во всех отраслях – все ведомственные расходы должны были проходить через руки генерал-контролела, синекуры безжалостно сокращены, злоупотребления прекращены. Также он настаивал на том, что не следует повышать налоги, зато рекомендовал королю увеличить пенсии и создавать рабочие места.

Тюрго сразу же приступил к разработке указа, разрешавшего свободную торговлю зерном, но этот законопроект встретился с сильнейшей оппозицией, даже в королевском совете. Другие министры и те, кто был заинтересован в спекуляциях зерном, возненавидели прогрессивного экономиста.

Но худшим врагом Тюрго был неурожай 1774 года, который привел к беспорядкам и волнениям. Однако Тюрго проявил большую твердость в подавлении беспорядков и преданно поддерживал короля во всем. Но ему не удалось удержать доверие Людовика XVI (королева выражала к Тюрго особенно сильную неприязнь, ее поддерживали церковники и знать), и Тюрго утратил поддержку короля, побоявшегося слишком прогрессивных реформ - 12 мая 1776 года ему было приказано подать в отставку.

Остаток своей жизни он провел в научных и литературных изысканиях и скончался 18 марта 1781 года.

1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце , затем в Туре ; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис , а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли , сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша не мог сохранить во всей неприкосновенности свои старые верования и, не захотев «носить всю жизнь маску на лице», упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

Литературная деятельность

В двух речах, произнесенных Тюрго в торжественных заседаниях Сорбонны в 1750 году , он обнаружил и весьма обширное для того времени знание истории, и широкое понимание хода развития человеческой мысли. В противоположность Вольтеру Тюрго пытался показать, что прогресс мысли проявлялся даже в самую «мрачную и варварскую» эпоху средних веков . По выходе из Сорбонны Тюрго поступил в парижский парламент и два года спустя получил звание рекетмейстера . Но занятия судебными делами не поглощали Тюрго: он мечтал написать философию истории , занимался географией , литературой, естествознанием и быстро сошёлся почти со всем учёно-литературным миром Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен , где встречался с Монтескье , д’Аламбером , Гельвецием , Гольбахом , а позже (1762) и с Адамом Смитом .

Особенно важно было для него знакомство в 1755 году с главой школы физиократов , Кене , и с Гурне . С последним Тюрго сошёлся более всего, объездил с ним Францию, изучил состояние промышленности и торговли, ознакомился с экономической политикой правительства и с её результатами. Одно произведение Тюрго появляется за другим, и в каждом почти затрагиваются животрепещущие вопросы. Тюрго пишет против философии Беркли («Lettres contre le système de Berkeley ») и против Мопертюи , по вопросу о происхождении языка («Remarques critiques », ); разбирает известные «Перуанские письма» Ф. де Графиньи ( , «Observations à M-me de Graffigny »); составляет план как политической географии , так и всеобщей истории («Géographie politique » и «Discours sur l’histoire universelle » (не оконч.), и ); обсуждает вопрос о религиозной терпимости («Lettres sur la tolérance », -4; «Le conciliateur ou lettres d’un ecclésiastique à un magistrat sur la tolérance civile », ); составляет ряд философских и экономических статей в Энциклопедии, и ряд книг по тем же вопросам (слова Existence, Etymologie, Expansibihte, Foires et marihés, Fondation в энциклопедии; éloge de Gournay , ). Везде и во всем Тюрго остаётся своеобразным мыслителем, человеком умеренного образа мыслей, не разделявшим настроения, враждебного существующему строю. Так, в письмах к мадам де Граффиньи Тюрго является защитником неравенства, усматривая в нём благо, без которого немыслимо даже развитие полезных искусств. В трактатах о религиозной терпимости, несмотря на широту взглядов, Тюрго стоит за право государства избирать ту или иную религию и оказывать ей покровительство, устраняя этим самым возможность укрепления суеверий, фанатизма и т. п. Согласно с Кене он стоит за сохранение неограниченной центральной власти «под влиянием воспоминаний о великих благодеяниях, оказанных Франции и Европе королём, который учредил общины и дал гражданские права громадной массе лиц» (мемуары мадам Hausset). Приверженность его к монархии сказалась и в поступлении Тюрго в реформированный парламент (в chambre royale , ), и в записке, представленной им в качестве министра Людовику XVI по вопросу о реформе муниципалитетов, и в письме к доктору Прайсу по вопросу об американских конституциях.

Интендант Лиможа

Министр

Самой важной мерой, осуществлявшей заветный идеал Гурне и Тюрго, была отмена цехов эдиктом 1776 года . Труд был объявлен личной собственностью и предоставлен самому себе, право на труд в форме королевской регалии было отменено и, как следствие этого, объявлены упраздненными «учреждения, которые душат соревнование промышленников», «лишают государство промышленных знаний, приносимых иностранцами», мешают развитию промышленности, обогащению страны. Иностранцам предоставлено было свободно работать во Франции.

Тюрго увлекался примером Англии, переходившей к фабричной системе; он надеялся ввиду затруднений, созданных для английской промышленности борьбой с Америкой, привлечь английских рабочих во Францию и таким образом перенести во Францию новые способы производства, новые машины, встречавшие препятствия в цеховой экономической политике. Параграф 14 эдикта вводил запрещения, которых английские фабриканты окончательно добились лишь в 1814 году , - запрещения для всех мастеров, рабочих, учеников образовывать ассоциации или собрания под каким бы то ни было предлогом, то есть лишал рабочих во имя свободы труда принадлежавшего им прежде права.

Тюрго не думал ограничиться отдельными реформами. У него был обширный план, который он надеялся осуществить постепенно во Франции и тем оживить разлагавшийся государственный строй. В состав плана входил проект реформы народного образования в видах подготовки граждан к правильному осуществлению реформ. Тюрго мечтал о составлении учебников, приспособленных к моральному и социальному развитию масс. С другой стороны, имел в виду провести выкуп сеньориальных прав (с этой целью была выпущена брошюра Boncerf’a «Sur les emouvements des droits féodaux », которую осудил парламент, но Тюрго принял под свою защиту) и реформировать административный строй путём создания местного самоуправления , органы которого заведовали бы местными делами, не ограничивая прерогатив абсолютной власти. Доклад в этом смысле был представлен Тюрго королю. Но всего этого не удалось выполнить.

Ещё одним из выдающихся достижений Тюрго было учреждение 24 марта 1776 года партнерства с ограниченной ответственностью Caisse d’Escompt , обладавшем правом выпуска банкнот-ассигнаций. С самого начала учрежденный банк имел самую тесную связь с правительством и обеспечивал ему предоставление займа в размере 6 млн франков. В 1788 году правительство установило принудительный курс, а затем в 1790 году признало ассигнации официальным законным платежным средством. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Caisse до банкротства и оставив на многие годы всеобщее неверие в бумажные деньги .

Опала

12 мая 1776 года Тюрго был уволен от должности по личному приказу короля, двадцать месяцев назад обещавшего Тюрго поддерживать его во имя народа, к которому, по словам короля, только он сам и Тюрго питали истинную любовь. На стороне Тюрго были лишь люди мысли; остальная часть Франции или не знала Тюрго, или прямо была враждебна ему. Влиятельный круг парламентов, особенно парижского, был враждебно настроен против Тюрго. Его считали врагом вольностей и прав парламента; ему не могли простить ни вступления его в chambre royale , ни его оппозиции проекту восстановления парламента после закрытия его при Мопу. Парламент отказывался регистровать эдикты, и Тюрго приходилось устраивать так называемые lits de justice . Против Тюрго было и духовенство, раздраженное и требованием исключить из присяги формулу об истреблении еретиков, и его теорией терпимости, и его попытками привлечь духовенство в больших размерах к несению государственных повинностей, и его распоряжением о вольной продаже мяса в постные дни, и даже его тюргозинами, быстрое движение которых, без остановок, мешало пассажирам посещать богослужение. Его врагами были все монополисты, торговцы хлебом, откупщики, лишившиеся возможности наживаться в прежде существовавшем размере; против него было дворянство, считавшее «оскорблением» уравнение его с народом и попытку наложить «святотатственно» руку на «священные» привилегии. В ряду злейших врагов Тюрго стояли придворные, раздраженные скупостью Тюрго, его стремлениями к экономии, отказами в выдаче разным придворным дамам денег, решительностью Тюрго в преследования одного из любимцев королевы, герцога де Гинь, уличенного в пользовании дипломатическими тайнами, известными ему, как лондонскому послу, для игры на бирже. Противниками Тюрго были даже люди вроде Неккера , оскорблённого холодным приёмом Тюрго и оппонировавшего ему и в вопросе о хлебной торговле, и в вопросе о бюджете. Единственной поддержкой Тюрго был король, в течение 20 месяцев уступавший всем почти его требованиям; но слабый, нерешительный, ленивый, подпадавший постоянно под чье-либо влияние, Людовик XVI скоро стал тяготиться энергией и настойчивостью своего министра. Тюрго стал предметом памфлетов и доносов; духовенство уверяло короля, что Тюрго безбожник, принцы крови - что Тюрго погубит королевство и корону; королева открыто выражала свою нелюбовь к Тюрго и даже требовала заключения его в Бастилию . Король стал избегать бесед с Тюрго и нередко - например в деле награждения того же Гиня, в вопросе о назначения преемника Мальзербу и реформировании министерства - действовал наперекор желаниям Тюрго. Последнему приходилось влиять на короля не лично, а посредством переписки, которая вошла у них в привычку с самого вступления Тюрго в управление министерством.

Письма, которые писал Тюрго в апреле 1776 года , переполнили чашу терпения короля, и он приказал Тюрго подать в отставку. В письме от 30 апреля 1776 года Тюрго не только жаловался на все большее отчуждение короля и его молчание, но и подверг откровенной критике состав министерства и самого короля. Он прямо заявлял, что он остался в министерстве одиноким и изолированным, указывал, до какой степени вредно это отзовется на дальнейшем ведении дел, и напирал особенно сильно на «крайнюю неопытность короля, который по молодости лет нуждается в энергическом и просвещённом руководителе». Обрисовав смуту в умах, отсутствие единства в министерстве смелость и нахальство парламентов, соединившихся с придворными сферами, вечно интригующими и стремящимися наживаться на счёт казны, и без того разоренной, Тюрго открыто указал на опасные последствия такого положения для слабого и неопытного короля. «Вся та буря, которая будет вызвана моей отставкой, обрушится на вас, и вы падете в свою очередь, увлекая в своём падении и королевскую власть». С необыкновенной смелостью Тюрго сослался на примеры прошлого, на судьбу слабых королей, на судьбу Карла IX во Франции и Карла I в Англии. Его пророческие слова остались без внимания и ответа.

Падение Тюрго повлекло за собой падение и всех его мер. Началась реакция, все более и более усиливавшаяся. Каждая новая мера была новым ударом для Тюрго, страдавшего подагрой . Единственным утешением его оставалась умственная работа, беседы и сношения с друзьями, не менее Тюрго угнетенными и мрачно смотревшими на будущее. 18 марта 1781 года Тюрго не стало.

Литература

Бо льшая часть сочинений Тюрго была издана после его смерти. Из более крупных отдельных его работ самая важная, «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses », была напечатана в

(фр. Anne Robert Jacques Turgot; 10 мая 1727 - 18 марта 1781) - французский экономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.

Родом из Нормандии. Его прадед выдвинулся в Генеральных штатах 1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце, затем в Туре; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли, сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша не мог сохранить во всей неприкосновенности свои старые верования и, не захотев «носить всю жизнь маску на лице», упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

В двух речах, произнесенных Тюрго в торжественных заседаниях Сорбонны в 1750 году, он обнаружил и весьма обширное для того времени знание истории, и широкое понимание хода развития человеческой мысли. В противоположность Вольтеру Тюрго пытался показать, что прогресс мысли проявлялся даже в самую «мрачную и варварскую» эпоху средних веков. По выходе из Сорбонны Тюрго поступил в парижский парламент и два года спустя получил звание рекетмейстера. Но занятия судебными делами не поглощали Тюрго: он мечтал написать философию истории, занимался географией, литературой, естествознанием и быстро сошёлся почти со всем учёно-литературным миром Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен, где встречался с Монтескье, д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а позже (1762) и с Адамом Смитом.

Научные достижения

Особенно важно было для него знакомство в 1755 году с главой школы физиократов, Кене, и с Гурне. С последним Тюрго сошёлся более всего, объездил с ним Францию, изучил состояние промышленности и торговли, ознакомился с экономической политикой правительства и с её результатами.

В 1761 году Тюрго был назначен интендантом в Лимож, где пробыл до 1774 года. Здесь его деятельность приобретает самые широкие размеры. Он не перестает заниматься научными вопросами, ведёт деятельную переписку с друзьями по разным учёным вопросам, переводит Горация и Попа, обменивается мыслями о произношении латинских букв с Давидом Юмом, о философии и этике - с Кондорсе, пишет ряд трактатов по политической экономии («Reflexions sur la formation et la distribution des richesses», статьи о ценности и деньгах в торговом словаре Морелле, мемуары о свободной торговле хлебом, о кредите, о горном деле, рассылает ряд циркуляров к местным чиновникам, сельским священникам и т. д., касающихся распределения налогов и заключающих в себе целую теорию финансового права.

В то же время он не покладая рук работает в качестве интенданта, выполняя самым тщательным образом все бесконечно разнообразные функции, связанные с этим званием. В его ведении находился значительный округ. Это была область, сохранившая чисто земледельческий характер. За исключением нескольких мануфактур, сосредоточенных в Лиможе и в нескольких других городах, промышленность почти не существовала. Торговля была крайне слабо развита, встречая помехи и в состоянии путей сообщения, и в бедности населения, обрабатывавшего землю первобытным способом, большей частью при помощи коров, на малоплодородной почве и вынужденного массами уходить ежегодно на заработки в другие местности, даже в Испанию. Эта область была страшно отягощена налогами. Из общей суммы получаемого ею дохода около 48-50 % шло в пользу казны. По вычислениям Тюрго, она переплачивала казне на 700 тысяч ливров более, чем другие провинции королевства. К этому присоединялись крайняя неравномерность обложения отдельных округов и приходов, целый ряд злоупотреблений, полный хаос в составлении податных списков, неправильная и часто произвольная оценка земель, принадлежавших крестьянам.

По прибытии в Лимузен Тюрго прежде всего попытался исправить зло, создававшееся системой обложения. Исходя из теории физиократов, Тюрго в своём мемуаре «Sur les impositions» указал на главные условия установления налога: он должен быть совершенно точным и определённым и соответствовать доходам землевладельца. На практике, однако, ему пришлось остаться при прежней системе, то есть при взимании определённой суммы с каждого прихода, жители которого распределяли её между собой. Он задумал, тем не менее, начать настоящую кадастрацию, произвести полное описание области, участок за участком, путём переизмерения их и правильной и детальной оценки доходности каждого. Он следил за деятельностью своих агентов и собрал массу точных данных по многим приходам. Не его вина была, что начатое дело не было доведено до конца. Для серьёзного проведения кадастра у него не хватало средств; правительство отказывало ему в их ассигнованиях. С другой стороны, оценочная работа в одном Лимузене без такой же во всей Франции не давала прочных оснований для определении доли налогов, причитавшихся с Лимузена. Все хлопоты Тюрго скинуть излишнюю податную тяжесть с Лимузена оказались столь же тщетными, как и настояния его относительно кадастрации всей Франции. Усилия его оказали, однако, немалое влияние на умы, и система, которую он применил в Лимузене, стала исходной точкой для последующего времени.

Большего успеха Тюрго достиг той реформой, которую он провёл по отношению к натуральной дорожной повинности (corvee). Ещё раньше интендант в Кане, Фонзетт, попытался перевести натуральную повинность в денежную. Тюрго расширил то, что было сделано Фонзеттом, и, несмотря на упорное сопротивление, добился того, что в 1764 году большая часть приходов изъявила согласие на реформу. Вскоре образовался фонд, с помощью которого Тюрго мог начать ряд дорожных сооружений, связавших главные центры провинции между собой.

По отношению к другому бичу сельского населения - милиции, Тюрго пытался заменить систему жеребьевки, вызывавшей наибольшие жалобы, системой добровольного записывания в милиционеры, и освободил приходы от тяжёлой обязанности разыскивать уклонявшихся от воинской повинности. Чтобы обеспечить сельское население, он применил к Лимузену практиковавшуюся уже в Лангедоке и Франш-Конте отдачу поставки подвод для военных надобностей в руки предпринимателя, с подряда. Наконец, Тюрго стал строить казармы, чтобы ограничить хоть сколько-нибудь разорительную постойную повинность.

Изучение прошлого привело Тюрго к заключению, что факт собственности постепенно отделялся от факта культивирования земли, вследствие чего валовой доход с земли стал распределяться между земледельцем, как вознаграждение за труд, и собственником. Последний за вычетом отдаваемого рабочему и отчисляемого на остальные издержки производства получал весь остающийся, или чистый доход. При таких условиях вся тяжесть налога, по Тюрго, должна была падать на собственника, а не на земледельца. Освободить, насколько возможно, этого последнего от обложения, созданного старым режимом, ослабить дурные последствия его помощью кадастрации, содействовать всеми мерами поднятию культуры, устранить вредные влияния господствовавшей экономической политики - таковы были главные задачи Тюрго ввиду конечной цели, общей с физиократами: увеличения богатства страны. Он покровительствовал сельскохозяйственному обществу, стараясь направить его деятельность на применение усовершенствованных методов хозяйства; организовал на правильных началах вознаграждение за убытки, понесенные крестьянами и другими лицами от неурожая, града, пожаров и т. п.; отменил право приставов, отправляемых для взыскания недоимок, брать с крестьян деньги за проезд и на содержание, а также право продавать за недоимки постели, скот, земледельческие орудия; ввёл в употребление картофель.

По мнению Тюрго, свобода - главнейшее условие развития богатства: она должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в сфере торговых сношений. Для создания народного богатства нужно вернуть торговле ту драгоценную свободу, которую она утратила вследствие предрассудков, порожденных в века невежества, и склонности правительств потакать частным интересам; нужно облегчить для всех возможность труда, чтобы тем самым создать возможно большую конкуренцию, ведущую к улучшению производства и установлению цен, наиболее выгодных для покупателей. Сочетая теорию свободы и неограниченной конкуренции с теорией отделения собственника от рабочего, Тюрго провозглашал, что «рабочая плата рабочего ограничивается тем, что необходимо для его существования».

В 1769 году в Ангулеме возник коммерческий кризис как результат наводнения рынка дутыми (дружественными) векселями. Торговля прекратилась, купцы потеряли кредит, множество лиц оказалось банкротами. Спекулянты, пустившие в обращение дутые векселя, задумали воспользоваться кризисом: они стали обвинять лиц, у которых они учли эти векселя, в ростовщичестве и подали на них жалобу в суд, опираясь на существовавшие во Франции средневековые законы о росте. Тюрго воспользовался этим кризисом и теоретически, и на практике. Ему удалось добиться перенесения дела в Королевский совет, приостановки судебного преследования и воспрещения возбуждать такого рода дела в будущем. Он представил в совет в виде мемуара свой знаменитый трактат о росте (sur les prets d’argent ), в котором подверг строгой критике средневековые воззрения на рост. Его аргументы повторялись в той или иной форме экономистами либеральной школы XIX века. Не добился Тюрго только одного: издания королевской декларации, которая санкционировала бы его принципы.

За кризисом торгово-денежным последовал в Лимузене в 1770-1771 годах страшный голод - как следствие неурожая и обессиления населения существовавшим режимом. Энергия, обнаруженная Тюрго в эти несчастные годы, была изумительна. Он добился у правительства ссуды в 1240 тысяч ливров, передержал 90 тысяч, истратил свои личные средства (20 тысяч ливров), призвал на помощь общество, организовал повсеместно в Лимузене и мастерские, и бюро для выдачи пособий и до известной меры спас население от ужасов голода.

Но главное, что он имел в виду, - это была свобода торговли, в данном случае торговли хлебом. В 1764 году королевский эдикт разрешил свободную торговлю хлебом, но когда разразился голод, бордоский парламент издал распоряжение, ограничивавшее действие закона, муниципалитеты стали нарушать его, а генеральный контролер, аббат Террэ, вырабатывал новый эдикт в отмену закона 1764 года. Тюрго обратился к Королевскому совету с просьбой об отмене постановления бордоского парламента, отменил все распоряжения городских муниципалитетов, направленные против свободы торговли, разослал по деревням массу экземпляров как эдикта 1764 года, так и трактата Летрона о свободе торговли хлебом, стал лично ездить по голодающим местностям, пропагандируя свои идеи. С октября по декабрь 1770 года, во время пути, среди неутомимой работы на месте в пользу голодающих Тюрго посылал одно письмо за другим к аббату Террэ, пытаясь убедить его в необходимости сохранения и расширения свободы торговли хлебом. В 7 письмах Тюрго исчерпал все аргументы в защиту свободной торговли хлебом. Она должна была, по его мнению, уравнять культуры всех провинций Франции, привести Лимузен к одному уровню с Нормандией и Пикардией, вредное половничество должно при таких условиях смениться фермерством, крупной культурой, то есть, осуществив основной принцип физиократизма, увеличить богатство страны. Усилия Тюрго оказались тщетными. Террэ добился утверждения королём эдикта 23 декабря 1770 года, отменявшего основные начала закона 1764 года.