Декорирование стен гипсом. "Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов. Подготовительные работы со стеной

Барельеф в школе в Москве, июнь 2015 г. Оформлять настенной гипсовой лепкой можно не только гостиные, прихожие и спальни частных домов и квартир, барельефом можно украсить и общественные учреждения, например, школу. В данной работе я выполняла лепку искусственного дерева из гипса в фойе частной школы. Трудность работы составляла в том, что необходимо было создать иллюзию настоящего дерева дуба, ветки с листвой должны были нависать над стволом, а сам ствол максимально быть похожим на настоящее дерево.

Для работы использовала гипсовую штукатурку, гипсовую шпаклевку, сетку серпянку, дюбельгвозди, бинты, проволоку и наждачки. Все эти материалы необходимы для создания прочного ствола, изогнутых веток. Так как дерево располагалось в фойе школы, оно должно быть максимально прочно закреплено к стене, чтобы дети случайно не сломали какую-либо его часть.




Стена была заранее покрашена, поэтому шпателем сняла верхний слой штукатурки вместе с краской, а края обклеила малярным скотчем, чтобы потом было меньше работы по зачищению испачканной стены. По периметру ствола просверлила отверстия, вбила дюбельгвозди и на них натянула серпянку. Далее путем накидывания нанесла густой слой штукатурки. Затем снова слой серпянки и снова слой штукатурки. Этот процесс продолжала до тех пор, пока ствол не стал необходимой толщины. Мокрыми руками разгладила штукатурный слой и дала ему высохнуть. Рельеф коры у искусственного дерева дуба создавала с помощью более мягкой смеси – финишной шпаклевки, так как ее легко шкурить, и она более пластична.






Ветки изготавливала заранее на полу с помощью проволоки, бинтов и штукатурки. Необходимый кусок проволоки изгибала в нужном направлении, обматывала бинтом вместе со штукатуркой. Все затягивала и оставляла на полную просушку. И только после высыхания крепила ветки к основанию на проволоку, штукатурку и бинты. Финишный слой коры дорабатывала шпаклевкой, так же и листочки лепила и нее же.


Чтобы создать вид настоящего дерева, в качестве нависающей листвы использовала искусственный ветки дуба с зелеными листьями и желудями. Их крепила на подсохшие прикрепленные толстые ветки, используя проволоку, а места стыков обмазала шпаклевкой. Вот такое искусственное дерево дуб из гипсовых смесей у меня получилось.




Далее шел процесс покраски. Очень важно было подобрать точный оттенок листьев, чтобы они выглядели одинаково с искусственными. Для этого брала акриловые краски (они более насыщенные), разбавляла в нужной пропорции, и красила барельеф. Вот таким образом можно своими руками сделать искусственное дерево из гипса на стене, используя самые простые материалы.













В последнее время техника барельеф на стенах стала настолько популярна, что я решила попробовать себя в роли художника по гипсу и своими руками сделать барельеф в детской комнате, тем более что ремонт у моих малышей давно уже пора было делать. Меня просто очаровали, как бы растущие из стен деревья из гипса, поэтому с выбором темы рисунка у меня проблем не было. Решено было сделать дерево, а на дереве пару птиц. Итак, мой мастер класс по барельефу представляю вашему вниманию.



Для начала стены я выровняла гипсовой штукатуркой, затерла до идеально ровного состояния. Грунтовкой проходить не стала – грунтовать решила уже перед покраской готового барельефа. Хотелось создать такое дерево, чтобы его кора, веточки, листья были максимально похожи на настоящие, поэтому в качестве каркаса я использовала толстую, хорошо гнущуюся проволоку и марлю (бинт). Сначала проволоку изогнула в таком положении, в котором потом будет выглядеть ствол дерева, затем руками налепила несколько пригоршней наведенной, очень густой штукатурки (в нее я добавила капельку коричневого колера) и все это замотала бинтом. Получилась изогнутая марлевая колбаска.



Кстати, колер в гипс перед изготовлением ствола дерева я добавила для того, чтобы барельеф на стене получился максимально натурально. Листья собиралась лепить из обычного белого гипса, а в гипс для ствола добавила колер. В дальнейшем, когда весь барельеф будет покрыт краской, и листья и ветви буду затирать наждачкой и различие оттенков листвы и коры будет заметно отлично.













Далее в месте, где будет расположен ствол дерева на стене, просверлила три отверстия, вбила дюбеля и прикрутила заготовку на стену на саморезы. Прикреплять необходимо именно влажную заготовку, так как когда она высохнет, ее весьма проблематично укрепить на стене, а мокрую заготовку можно повернуть так, как нужно и затянуть. Так же если при прикручивании проволока изогнулась не так как было, ее сразу же можно выгнуть на место. В общем, после крепежа заготовки на нее нанесла толстым слоем гипсовую штукатурку и с помощью шпателя, чайной ложки и тонкого ножика нарисовала выемки на коре, спил на ветке. Получилось так натурально, что сама не ожидала. Это вдохновило меня, и работа дальше потекла быстрее!





На углу стены предполагалась птица, которая будет сидеть на ветке и взлетать. Поэтому сделала из проволоки второй каркас дерева, опять налепила гипса и намотала бит, прикрепила аналогичным способом (саморезы). Снова по всей поверхности заготовки нанесла гипс и сформировала барельеф ствола дерева, который утопал в стену. Более тонкие ветви я уже рисовала прямо на стене гипсом, помогая себе ложкой, шпателем и ножиком, убирая все лишнее.



Когда центральный ствол с ветвями был готов, нарисовала карандашом на стене листочки, выровняла их края ножиком и шпателем, излишки гипса убрала. Дерево на стене получилось очень даже ничего, но дальше для меня стояла задача: как из гипса вылепить птиц. И не просто сидящую на ветке, а с распахнутыми крыльями, собирающуюся как бы взлететь. Решено было для изготовления птиц барельефа использовать небольшие кусочки тонкой сетки для крыльев и опять же проволоку и бинт для тела птицы.











Сначала сформировала тело птицы, когда заготовка слегка подсохла, прикрепила по бокам кусочки сетки на гипс. В течение суток птица сохла, а потом я посадила аккуратно ее на ветку барельефа. Крылья прикрепила к стене на саморезы, а чтобы она не оседала под своей тяжестью пока не просохла, под живот ей подложила рулетку.





После полного высыхания гипса я приступила к формированию ножек и остальных частей ее тела. Когда создавала голову, клюв и прочие мелкие детали барельефа, применяла для лучшей работы и точности обычную малярную кисточку. Ею наносила гипс, ею же разравнивала, смачивая в воде. Готовую птицу затерла до гладкости наждачкой нулевкой – и вуаля! Птица, распахнула крылья и как бы собиралась улететь, только стена удерживает ее за крылья. Простите, на фото изготовления птицы на объектив фотоаппарата попал гипс, поэтому фотки немного затемненные. По такому же принципу сделала и вторую птицу с той лишь разницей, что вторая птица просто сидела на ветке без распахнутых крыльев.





Затем следовала монотонная работа по затирке наждачкой всех лишних мазков гипса, удалению ненужных элементов и проводке света к барельефу. Но в конечном итоге получилось в законченном гипсовом варианте вот такой барельеф своими руками.








Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Большинство владельцев квартир и частных домов мечтают добиться того, чтобы в их жилище отражалась индивидуальность хозяина, чтобы оно отличалось дизайном, было, как говорят, «с изюминкой». А ведь для этого можно просто создать барельеф на стене. Такое решение абсолютно преобразит помещение, внесёт в него что-то новое.

Внимание! На сайте впервые проводится конкурс с призами !!! Не откладывайте за завтра то, что может принести Вам приз!

А ещё мы предлагаем принять участие в квесте-викторине. Вопросы несложные, а призы приятные. Попробуйте и убедитесь сами. Первый вопрос

Каким может быть барельеф на стене?

Как говорят, со вкусами не спорят. В зависимости от дизайнерского решения барельеф на стене может быть очень простым. Например, респектабельно смотрятся багеты картин разных размеров.



Скромной роскошью веет от барельефов, которые располагаются на панелях, пущенных в виде окантовки вверху стены.



Некоторые склоняются к тому, чтобы украсить стену цветочным барельефом.



Роскошно выглядят такие украшения в сочетании с подсветкой.



Оригинальности комнате придаст барельеф на стене, выполненный своими руками в виде уголка природы: ствол дерева, часть скалы, парк, берег водоёма.



Самыми сложными являются сюжетные объёмные картины.



Они обычно занимают либо всю стену, либо угол в комнате.



А вдруг не получится?

У многих творческих людей начинает покалывать в руках, когда они видят перед собой барельеф на стене, запечатлённый на фото. Но приступить к реализации желаний мешает страх: а вдруг ничего не получится? Получится, обязательно получится! И поможет в претворении в жизнь замысла творца мастер-класс, предложенный здесь. Следуя пошаговой инструкции, прикладывая старание, даже не имеющий навыков в скульптурной лепке сумеет справиться с поставленной целью.



Существуют варианты, когда сразу же выполняется барельеф на стене. Своими руками в этом случае мастер лепит скульптурную картину из гипсовой смеси, сверяя своё творение с эскизом. Однако этот способ больше подходит опытным мастерам своего дела. Для делающих только первые шаги на этом поприще не стоит сразу же браться за монументальные работы. Да и исправить ошибки в этом случае бывает довольно сложно.



Рассмотрим вариант, когда барельеф на стене сначала изготавливается отдельно способом отливки в формах, а затем уже прикрепляется в готовом виде. В этом случае нужно сначала подготовить силиконовую форму для отливки деталей. И первым шагом будет как раз мастер-класс изготовления форм для отливки гипсовых деталей для барельефа. С их помощью можно создать имитацию древней лепнины, багетов картин, орнаментов.

Мастер-класс изготовления форм для отливки гипсовых деталей для барельефа

Лучшими считаются силиконовые формы. Для их изготовления можно воспользоваться несколькими вариантами.

Силиконовый герметик

В этом случае просто покрывают множимый образец массой из тубы, предварительно смазав его мыльным раствором или жиром. Иногда требуется форма для отливки не целого предмета, а только его части. Тогда ненужную часть утапливают в глине, пластилине, солёном тесте – в материале, который потом можно будет легко удалить, не испортив предмет.



Сначала на образец наносят слой, тщательно прорабатывая мелкие детали. Затем дают конструкции хорошо просохнуть и покрывают вторым ровным слоем. Затем форму осторожно снимают с образца.

Однако в результате этих манипуляций получается очень непрочное изделие. Такие формы редко удаётся использовать более 2 раз.

Силикон с наполнителем

Поэтому эксперты советуют делать так называемое тесто из одной части крахмала либо талька и такого же количества герметика.

На доску насыпают горкой наполнитель. В середину её наливают некоторое количество герметика и тщательно вымешивают так же, как делают обычное тесто. Можно воспользоваться ёмкостью и делать массу в ней.



Для изготовления формы образец вдавливают в кусок силиконовой массы. Перед использованием образец смазывают мыльным раствором или жиром.



Используя такую смесь, ею плотно облепляют образец, стараясь не допустить воздушных пузырьков и пустот. Конструкцию просушивают около суток.

Силиконовые компаунды

Взяв, к примеру, «Силагерм-7000», мастер по прилагаемой к нему инструкции легко приготовит материал для изготовления формы.



Для этого в основную массу добавляют отвердитель.



Тщательно вымешивают смесь.

Затем берут ящик без щелей, контейнер или миску. Размер и форма ёмкости зависит от того, какова деталь-образец.

Перед заливкой силикона оригинал предварительно смазывают воском, жиром или мыльным раствором, чтобы готовое изделие можно было впоследствии легко достать без повреждений.

На дно ёмкости укладывают ту деталь, по которой задумано создать форму для отливки. Осторожно заливают полученный состав так, чтобы он полностью укрыл деталь.



Если же форма должна быть снята не с цельного оригинала, а только с его части, следует сначала налить в ёмкость силиконовую смесь, а затем в неё опустить предмет, погрузив настолько, насколько того требует замысел мастера.



Ёмкость плотно закрывают. Для этого можно воспользоваться куском стекла.



Через 15 минут можно доставать готовую форму. Стоит только проверить, не прилипает ли к пальцам силиконовый состав.

Если же мастер желает создать барельеф по собственному замыслу, ему поможет в этом мастер-класс «Как сделать шаблон для формы своими руками».

Гипсовый барельеф на стене с помощью силиконовых форм

Для того чтобы отлить барельеф на стену своими руками, нужно подготовить необходимое:

  • · чистую форму;
  • · гипс;
  • · воду;
  • · смазку.

На сухую площадь формы кисточкой наносят смазку. Её готовят из растительного масла, в котором растопили воск на водяной бане.

Гипс (лучше взять ГВВС-18, предназначенный для художественной лепки) разводят по приложенной к упаковке рецептуре. Использовать следует воду комнатной температуры. Ни в коем случае нельзя добавлять в состав цемента или песка, штукатурки или другого материала!



Дабы в отлитой детали не было пузырьков воздуха, мастер сначала кистью наносит на внутреннюю часть формы гипсовый состав, а затем заливает её всю.



Чтобы предотвратить образование в изделии воздушных пустот, некоторое время форма с содержимым должна подвергаться вибрированию. Добиться такого эффекта можно, если накрыть форму рифлёным стеклом и пару минут двигать его по поверхности.

Обычно в рецептуре указывает время, требующееся для полного высыхания изделия. Но стоит отметить, что в данном случае лучше передержать, чем извлечь деталь раньше срока.



По истечении указанного времени мастер осторожно извлекает деталь барельефа из формы.



На стену его крепят с помощьюакриловой штукатурки, разведённой до густоты сметаны или акриловым клеем. Также можно приклеить некрупные детали барельефа используя ПВА.

Это интересно! Вместо гипса можно воспользоваться массой для папье-маше. И фигурки, и барельеф получаются ничуть не хуже гипсовых.

Барельеф на стене своими руками - видео

Используя данный материал, можно сделать барельеф на стене своими руками. На сайте также есть мастер-класс "Как сделать качели своими руками " с пошаговыми фотографиями и видео.

Не спеши! Сделай мне настроение, черкни пару словечек в комментариях!

А ещё на сайте есть просто убойные материалы, которые обязательно заинтересуют людей, у которых руки растут оттуда, откуда нужно.

Здесь собраны идеи о том, как можно порадовать своих близких, изменив кое-что в интерьере.

В помощь мастерицам предлагается подробный мастер-класс изготовления очаровательной куколки из колготок – милой и оригинальной поделки.

При просмотре телепередач или видеороликов многих восхищает необычная лепнина, украшающая стены самых разных помещений. Сегодня рукотворные барельефы уже не ограничиваются категорией роскоши, и встретить их можно не только в исторических зданиях, театрах и шикарных особняках. Большинство владельцев квартир и частных домов успешно используют этот элемент декора в собственных интерьерах.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать. Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения.

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого "теста" легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет , имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий "песчаный" рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Начинаем ваять – создаем эскиз и придаем объем

Когда наш скульптурный "холст" готов, на него можно переносить основной рисунок. В этом случае нужен раствор погуще, а именно на 1 литр воды теперь берем 2 кг гипса. Готовая смесь должна не растекаться по рукам и хорошо удерживать придаваемую ей форму.

В лепнине проще всего начать с растительных элементов. Планируя виноградную лозу, нужно разметить расположение ветви, листьев на ней и крупной ягодной кисти. Будет ли это изображение цветка, силуэт дерева или часть архитектурной колоны – важно соблюдать масштаб всех элементов изображения относительно друг друга. Если рисовать вы не умеете, то можно воспользоваться подготовленными трафаретами или сделать эскиз рисунка на прозрачной пленке, скопировав его, например, с экрана монитора. Чтобы нарисовать дерево, стоит лишь подсветить фонариком подходящую ветку и полученную на стене тень обвести по контуру.

Далее переходим к самому сложному и ответственному этапу – нарисованному наброску придаем объем. Смесь, которая предназначена для лепнины, должна быть очень пластичной и не затвердевать быстро, так как наносить ее следует в несколько этапов, давая каждому слою подсохнуть. Учитывая это, лучше готовить небольшие порции раствора и сразу их использовать.

Если предполагается, что барельефы из гипса и шпатлевки будут объемными, то их самые выступающие части рекомендуется дополнительно армировать, вкрутив в стену саморезы или закрепив на ней степлером обычный гипсовый бинт. Отдельные объемные фигуры можно создать с помощью картонных и пенопластовых заготовок, которые прикрепляются к стене и обмазываются смесью.


Придать фактуру растительным элементам можно, используя их природные аналоги с четким рисунком прожилок – плотно приложите к смеси лист винограда, клена или даже понравившегося комнатного растения, удалите шпателем или обычным ножом излишки шпаклёвки вокруг, формируя четкий край. Оставьте элемент на несколько часов подсохнуть и снимите остатки листочков.

Для подобных "отпечатков" или как декоративный элемент барельефа можно использовать и другие подручные предметы: мешковину, ракушки, декоративные камни и др.

Выпуклые детали также можно отлить из гипса, используя подготовленную форму из пластилина и жидкий гипсовый раствор. Такие элементы, как ягоды, выступающие лепестки цветов или ветку дерева лучше всего вылепить вручную из алебастра (раствор готовят, следуя инструкции на упаковке), а затем прикрепить к стене, прочно вдавливая и обмазывая со всех сторон.

"Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов

Простой и доступный способ получения объемных деталей – "свободное" гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.

Для "свободного" гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.

В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.


Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА. Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора. В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.

Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.

Финишная обработка – очищаем, красим, защищаем от влаги

По окончании работ следует сгладить все шероховатости на полученном панно. Для этого лучше всего использовать небольшой кусочек мелкозернистой наждачной бумаги. Действуйте аккуратно без лишнего нажима, чтобы не разрушить необходимые фактурные элементы. Иногда после такой обработки проступают другие недостатки – мелкие трещинки, неровности или маленькие ямочки, оставшиеся от пузырьков воздуха. Сейчас самое время все окончательно подмазать и заполнить.

Готовый барельеф на стене тщательно очищают от гипсовой пыли и крошек и обязательно обрабатывают грунтовкой. Теперь можно приступать к декоративной отделке изображения. Чаще всего для этого используют акриловые краски и оттеночные колеры. Разрисовать барельеф в разные цвета, применить сдержанные двухцветные полутона или остановится на девственно белом цвете – решать вам, все зависит от стилистического исполнения панно и, конечно, от вашего желания.

И в завершении на лепнину наносят защитное покрытие типа гидрофобизатора, акрилового воска или лака. Особенно важна такая защита для барельефов в помещениях с повышенной влажностью, например, на кухнях, в ванных, неотапливаемых коридорах.

Барельеф – это условно объемный рисунок, украшающий внутренние, а иногда и внешние стены дома или квартиры. В отличие от фресок и скульптур, барельеф изготавливают непосредственно на стене, благодаря чему он гораздо органичней вписывается в интерьер или экстерьер дома. В этой статье мы расскажем, какие инструменты, знания и умения необходимы для создания барельефа, а также дадим подробную инструкцию по созданию такой декорации, что позволит вам самостоятельно украсить свой дом различными картинами.

Какие умения необходимы для создания барельефа

Для создания барельефа потребуются следующие умения:

  • рисовать;
  • создавать объемные изображения;
  • работать с алебастровыми и гипсовыми растворами;
  • создавать трафареты и работать с ними;
  • работать с проволокой и создавать из нее конструкции.

Любой барельеф это частично объемная картина, которая должна создавать ощущение объемного рисунка. Если это листики и цветочки, то они должны быть не двухмерными, а создающими иллюзию объема. Если это более сложное изображение, то и оно должно создавать иллюзию полного объема. Поэтому без умения создавать объемные изображения и красиво рисовать лучше даже и не пытаться делать барельефы, потому что впоследствии придется устранять последствия вашего творчества. Не менее важно и умение работать с гипсовыми и алебастровыми растворами, ведь необходимо четко знать время жизни раствора, оптимальные параметры густоты для различных работ, возможность смешивания с красителями.


Ведь для создания барельефа необходимы растворы, которые хоть и незначительно, но отличаются по густоте. Очень важно умение создавать трафареты, ведь без них очень сложно очертить контуры будущей картины, особенно если вы не обладаете большими художественными талантами и высокой квалификацией штукатура-маляра. Для создания объемных изображений толщиной свыше 10 мм, а при неправильном подборе густоты и вязкости раствора 5 мм, необходимо создание каркаса, который предотвратит растрескивание гипса или алебастра.

Инструменты

Для работы вам потребуются:

  • малярные кисти различных форм и размеров, включая макловицу;
  • мастихины; скульптурные стеки разных размеров;
  • кельма;
  • мерные ложки;
  • емкость для замешивания шпатлевки;
  • дрель-перфоратор с набором сверл по дереву и бетону;
  • отвертки плоская и крестовая;
  • пассатижи;
  • чистые тряпки;
  • мощный источник света;
  • прочные козлы или леса;
  • спецодежда, респиратор и защитные очки.

Подготовка стены

Подготовка стены включает в себя два этапа:

  1. Выравнивание;
  2. Грунтовку.


Во время выравнивания вы штукатурите песчано-цементным раствором стену, затем выравниваете гипсовыми или алебастровыми шпаклевками, чтобы придать ей необходимую ровность. Если вы хотите сделать барельеф на деревянной стене, то придется сначала закрепить армирующую сетку, затем заштукатурить. Обязательно используйте маяки (направляющие, помогающие сделать поверхность ровной) . Для грунтовки используйте акриловые, алебастровые или гипсовые составы с большим содержанием песка – это позволит создать необходимую шершавость поверхности и улучшит адгезию растворов для создания барельефа. Используйте лишь те грунтовки, на которых написано, что они подходят для алебастровых и глиняных составов. Очень удобно наносить грунтовку кистью-макловицей благодаря большой ширине. Грунтуя поверхность стены, не оставляйте потеков, потому что после высыхания их будет сложно убирать, а оставленные потеки негативно повлияют на внешний вид барельефа.


Четких рекомендаций по созданию барельефов не существует, потому что каждый мастер использует наиболее удобную ему комбинацию действий. Одни создают барельеф непосредственно на стене, другие сначала отливают его элементы их гипса или алебастра, затем вписывают их в общий дизайн картины. Одни делают псевдообъемное изображение тонким слоем раствора, другие создают полностью объемные картины толщиной в 30 и более сантиметров. Все зависит от квалификации, художественного вкуса и таланта мастера. Тем не менее, одну рекомендацию мы дадим – чтобы набить руку и не испортить стену, создайте барельеф на куске фанеры , ДСП или ОСП, который после завершения работ можно повесить на стену. Если же что-то пойдет не так и вы загубите барельеф, то возьмете новый кусок фанеры и будете тренироваться на нем.

Ниже мы опишем несколько техник, которые помогут вам создавать красивые барельефы:

  • работа с трафаретами;
  • использование скульптурных стеков, резаков и петель;
  • отливка форм;
  • крепление проволочного каркаса к стене;
  • работа с пленкой.

Работа с трафаретами


Для трафарета можно как нарисовать самому, так и скачать из интернета, распечатав на бумаге. После этого необходимо определиться с материалом трафарета и его толщиной, а также способом изготовления, поэтому мы рекомендуем воспользоваться уже готовыми трафаретами, которые можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для декора. Трафарет необходим для создания контуров будущей картины, после чего вы сможете с помощью стеков придать этим контурам нужную объемность. Работа с трафаретом не вызывает трудностей – расположите его на стене и зафиксируйте любым способом, затем заполните густым гипсовым или алебастровым раствором. Помните, чем больше толщина трафарета, тем гуще должен быть раствор. Если вы используете слишком жидкий раствор, то после снятия трафарета контуры барельефа смажутся, поэтому желательно сначала потренироваться на доске, чтобы не пришлось заново подготавливать стену.

Использование скульптурных стеков, резаков и петель


Эти инструменты вы можете приобрести в соответствующих магазинах. Если у вас хорошо развиты пространственное воображение и художественные навыки, то вы можете эффективно использовать эти инструменты, даже не будучи профессиональным скульптором. Ведь с их помощью удаляют излишки раствора, придавая определенному участку барельефа нужную форму. С помощью этих инструментов можно создавать любые объемные изображения, все зависит от вашей фантазии, художественного вкуса и пространственного воображения. Эти инструменты не будут лишними и при создании объемных барельефов, ведь с их помощью вы сможете подравнять края, придавая каждому слою раствора необходимые формы.

Отливка форм

Использование заранее отлитых форм сильно упрощает создание объемных композиций. К примеру, в формах отливают листья, которые затем крепят к стене и создают ствол и ветви дерева. В результате получается, что ствол и ветви являются частью стены, а листья находятся отдельно, что улучшает визуальное восприятие барельефа и производимый им эффект. В магазинах продают силиконовые и полиуретановые формы любых размеров и рисунков. Для создания барельефа необходимо не только отлить формы из гипса или алебастра, но и сделать у них внутри армирующий каркас – это предотвратит растрескивание получившейся детали и облегчит крепление к стене, ведь держать деталь будет не только клей или шпаклевка, но и проволока.


Некоторые формы необходимо смазывать касторовым маслом (об этом должно быть написано в инструкции к форме), другие формы не нуждаются в такой операции. Для заливки в формы необходимо использовать гораздо более жидкий раствор, чем для работы непосредственно на стене. В большинстве случаев раствор по густоте делают аналогичным жидкой сметане, что позволяет качественно заполнить форму и обеспечить хорошую прочность детали. Металлический каркас можно вставлять в форму как до, так и после заливки гипса или алебастра, оба метода обеспечивают одинаковую прочность, поэтому все зависит от личных предпочтений.

Крепление проволочного каркаса к стене

Проволочный каркас позволяет не только крепить тяжелые навесные элементы декорации, но и предотвращать растрескивание гипса и алебастра при слишком толстом (свыше 7–10 мм) слое, благодаря чему появляется возможность создавать фигуры большой толщины. Толщина проволоки зависит от места ее применения и назначения – для крепления внешних декоративных элементов используют стальную проволоку толщиной 2–3 мм. Она обладает высокой прочностью и жесткостью, благодаря чему эффективно удерживает внешнюю конструкцию до высыхания гипсового или алебастрового покрытия. Для армирования деталей большой толщины можно использовать стальную проволоку толщиной 0,7–2 мм, которая обладает меньшей жесткостью и массой, поэтому с ней легче работать. Для крепления проволоки к стене удобно использовать дюбель-гвозди, для чего под дюбель с помощью перфоратора сверлят отверстие, затем на пластиковую обойму наматывают 1 виток проволоки и дюбель-гвоздь забивают до упора. Если вы крепите проволоку к деревянной стене, то там технология иная – 1 виток проволоки наматывают на саморез с резьбой по дереву, после чего его вкручивают в стену до упора. При необходимости (если приходится использовать саморез большой длины/толщины или стены выполнены из твердой древесины) в стене просверливают отверстие диаметром в 2 раза меньше диаметра самореза, что облегчает его вкручивание, но не ослабляет фиксацию в стене.

Работа с пленкой

Пленку используют для создания псевдообъемных композиций на слое асбестовой или алебастровой штукатурки небольшой толщины. Сначала на пленку маркером наносят рисунок в масштабе 1:1, затем на выбранный участок стены наносят слой штукатурки толщиной 3–6 мм и накладывают сверху пленку, ориентируя рисунок в пространстве. После этого обводят контуры рисунка ручкой и снимают пленку, а рисунок остается на слое штукатурки. Теперь можно с помощью стеков убирать лишнее, создавая выбранный рисунок и придавая ему объем.

Гипс и алебастр при попадании на кожу излишне сушат ее, поэтому желательно работать в резиновых перчатках. Кроме того, обязательно используйте защитные очки, это защит вас от попадания штукатурки или шпатлевки в глаза. Дозируя раствор, насыпая его в емкость для перемешивания и перемешивая, одевайте респиратор – работать в нем не очень удобно, но, если вы просыпете раствор или иным способом поднимете пыль, он защитит ваши бронхи и легкие от поражений.

Чтобы создать красивый барельеф, необходимо правильно организовать рабочий процесс. Мощный источник света поможет обнаружить малейшие недочеты, благодаря чему вы легко исправите их до застывания смеси.

Если же дефект будет обнаружен после застывания смеси, то устранить его будет гораздо сложней, ведь застывший гипс или алебастр придется обрабатывать не стеками, петлями или крючками, а наждачной бумагой. Вы должны научиться «на глаз» определять количество раствора, которое сможете переработать до застывания, в противном случае вы будете постоянно выкидывать застывшие излишки. Время жизни раствора зависит от его состава и указано на упаковке, там же указано оптимальное соотношение сухой смеси и воды, поэтому правильно определяйте количество раствора, необходимого для той или иной операции, а также регулируйте его густоту, изменяя количество воды. Четкое понимание необходимого количества и густоты раствора приходит лишь с опытом, поэтому сначала тренируйтесь на кусочках фанеры или ДСП и не переживайте, если что-то не получается, со временем вы научитесь.