Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно. Учет залоговой суммы, возвращенной заказчиком на расчетный счет организации Как отразить в 1с обеспечение исполнения контракта

Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении выдачу задатка? Ответ смотрите в статье. Проводки для обеспечения исполнения контракта.

Вопрос: ООО на УСН (доходы минус расходы). Какие проводки должны быть при оплате обеспечения исполнения муниципального контракта заказчику и возврат этого обеспечения обратно по окончанию выполнения работ?

Ответ:

Все госорганы, казенные и бюджетные учреждения, органы местного самоуправления, муниципальные казенные и муниципальные бюджетные учреждения и другие организации должны проводить закупки по особым правилам .

Оплату обеспечения исполнения муниципального контракта и его возврат в бухучете отразите следующими проводками:

Дт 76 Кт 51 - оплата обеспечения.

Дт 51 Кт 76 - возврат обеспечения.

Оплата обеспечения для целей УСН не признается расходом. Возврат обеспечения также не признается доходом.

Обоснование

Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении выдачу задатка

Бухучет

В бухучете сумма выданного задатка расходом не признается (абз. 7 п. 3 ПБУ 10/99).

В зависимости от вида договора, по которому выдается задаток, его сумму учтите на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Расчеты по выданным задаткам».*

Поскольку задаток является способом обеспечения исполнения обязательств по договору, сумму задатка нужно учесть за балансом. Для этого используйте счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

В бухучете выдачу задатка отразите проводками:

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты по выданным задаткам» Кредит 51 (50)
- перечислен задаток в счет обеспечения исполнения обязательств по договору;

Дебет 009
- отражена сумма выданного задатка.

После того как условия договора будут выполнены, обеспечительная функция задатка прекращается. Это является основанием для его списания с забалансового учета:

Кредит 009
- списана сумма задатка.

Выдача задатка по договору расходом для целей расчета единого налога не признается. Поэтому выданные задатки не уменьшают налоговую базу ни у организаций, которые платят единый налог с доходов (п. 1 ст. 346.18 НК РФ), ни у организаций, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 , п. 32 ст. 270 НК РФ).*

Неисполнение обязательств по договору, в счет которого организация выдала задаток, приводит к возникновению у нее либо доходов, либо расходов (п. 2 ст. 381 ГК РФ).

Если неисполнение обязательств произошло по вине контрагента , в состав внереализационных доходов нужно включить:

  • сумму, превышающую сумму ранее выданного задатка (в сумме, равной задатку);
  • сумму возмещения убытков в части, превышающей сумму выданного задатка.

Такой порядок следует из положений

Организация (участник размещения заказа на поставку товара для государственных нужд) в качестве обеспечения исполнения контракта предоставила в залог денежные средства в сумме 500 000 руб. После исполнения данного контракта денежные средства, внесенные организацией в качестве залога, возвращены государственным заказчиком на ее расчетный счет. Как отразятся в учете организации указанные операции?

Гражданско-правовые отношения

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).

Способы размещения заказа установлены ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).

Государственный заказчик, уполномоченный орган вправе, а в случае, если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%, обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ). В этом случае указанное обеспечение предоставляется участником размещения заказа до заключения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-84).

В данном случае обеспечение исполнения контракта предоставлено в форме залога денежных средств (путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого запрета на использование денежных средств в качестве предмета залога (п. 1 ст. 336, п. 2 ст. 130 ГК РФ). В то же время согласно позиции Президиума ВАС РФ денежные средства не могут являться предметом залога. Данная позиция основана на том, что удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества происходит путем реализации этого имущества (ст. ст. 334, 349, 350 ГК РФ), а безналичные денежные средства исходя из своей природы не могут быть реализованы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге", Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 7965/95).

Тем не менее, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает такой способ обеспечения исполнителя контракта, организация вправе его выбрать и перечислить установленную сумму на счет в банке, указанный заказчиком.

Отметим, что срок возврата денежных средств, перечисленных в качестве залога, Федеральным законом N 94-ФЗ не установлен. В этом случае следует руководствоваться нормами ГК РФ о залоге (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). Сумма залога возвращается организации после надлежащего исполнения обязательств по контракту (п. 3 ст. 352 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и их возврат не влекут никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено тем, что указанные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, внесенные в качестве залога и подлежащие возврату организации, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли независимо от применяемого в налоговом учете метода признания доходов и расходов (п. 1 ст. 252, п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). При возврате данных денежных средств экономической выгоды и, следовательно, дохода у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит возврату организации при его исполнении. Следовательно, такая сумма не признается расходом для целей бухгалтерского учета и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Таким образом, при перечислении денежных средств на указанный государственным заказчиком счет в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Одновременно указанная сумма денежных средств также отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При возврате заказчиком денежных средств сумма выданного обеспечения списывается с указанного забалансового счета.

Возврат денежных средств не приводит к образованию дохода у организации и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов).

Н.Э.Адамушкин, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2 , , , 10 части 2 статьи 83 , пунктами 1 , и 4 части 2 статьи 83.1 , пунктами 1 , (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), - , - , , - , , - , - , , , , - (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - , не предусмотрена выплата аванса), , 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 7 - 7.3 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяются к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Для уточнения невыясненных поступлений направьте в ОФК уведомление об уточнении.

Дебет 180.0.210.11.180 Кредит 180.0.205.82.660- начислена сумма доходов, требующих уточнения, при поступлении этих сумм.

Дебет 180.0.205.82.560 Кредит 180.0.210.11.180

Данная бухгалтерская проводка прописана в изменениях к Инструкции № 162н, принятых в 2015 году, для казенных учреждений, следуя единой методологии бухучета, данную проводку можно применить и для бюджетных учреждений.

Но так как данная проводка в инструкции 174н не прописана, рекомендуем согласовать её с вышестоящей организацией.

Одновременно делаем проводку по поступлению средств как восстановление кассового расхода:

Дебет 000.0.201.11.510 Кредит 510.0.210.05.660 - Деньги в обеспечение заявки возвращены на счет участника закупки

Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

Обоснование
Как учесть деньги в обеспечение заявки или исполнения контракта для закупок по Закону № 44-ФЗ

В учете бюджетных учреждений:

В учете сделайте проводку:

Когда заказчик или оператор ЭП вернет средства обеспечения, отразите их по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» и сделайте проводку:

Такой порядок установлен пунктами 72, 98 Инструкции № 174н, пунктом 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтвержден письмом Минфина России от 1 августа 2016 № 02-06-10/45133.

Изменения, которые нужно учесть:

3.из справочника: Основные изменения Инструкции № 162н

Изменения, которые нужно учесть при сдаче отчетности за 2015 год, принятые:

 в августе 2015 года;

 в декабре 2015 года.

Изменения, которые нужно учесть в 2016 году.

Измененные положения и нововведения До внесения изменений После внесения изменений
Изменения в Плане счетов
Аналитические счета к счету 0.205.00.000 «Расчеты по доходам»

К счету открыты 14 аналитических счетов. Причем расчеты по невыясненным поступлениям ведутся на аналитическом счете 0.205.81.000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

(п. 78 Инструкции № 162н)

План счетов дополнен аналитическим счетом 0.205.82.000«Расчеты по невыясненным поступлениям»

В текст Инструкции добавлена соответствующая корреспонденция:

Дебет 0.210.02.180 Кредит 0.205.82.660
- начислена сумма доходов, требующих уточнения, при поступлении этих сумм на счет бюджета.

При выяснении делается обратная проводка:

Дебет 0.205.82.560 Кредит 0.210.02.180

5. из Справочника: КБК в счетах бухучета в бюджетном и автономном учреждении

КБК Счет Аналитический код
КОСГУ
Наименование счета
Разряд номера счета
1-14 15-17 18-23 24-26
Финансовые активы
ХХХХ0000000000 000 0.201.ХХ 510 Поступление денежных средств
ХХХХ0000000000 000 0.201.ХХ 610 Выбытие денежных средств
ХХХХ0000000000 180 0.205.82 560 Увеличение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям
ХХХХ0000000000 180 0.205.82 660 Уменьшение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям
00000000000000 0003 0.210.05 560 Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов
00000000000000 0003 0.210.05 660 Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов
ХХХХ0000000000 130 0.210.11 560 Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным
180
ХХХХ0000000000 130 0.210.11 660 Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным
180
243
244
416
417

3 В инструкциях по бухучету проводки со счетом 210.05 не предусмотрены, поэтому коды, которые будете применять, закрепите в учетной политике. Учитывайте, что госорганы не принимают Сведения (ф. 0503769), если в них по счету 210.05 указаны коды раздела, подраздела (разряды 1-4) и КВР (разряды 15-17).
В то же время в письме от 1 августа 2016 № 02-06-10/45133 Минфин России привел пример по расчетам с задатками, где в 15-17 разрядах номера счета 210.05 указаны коды 510 и 610.

В сложившейся на настоящий момент экономической ситуации банковская гарантия - одна из наиболее популярных финансовых услуг. Она является инструментом страхования финансовых рисков, которые могут возникнуть в связи с отказом контрагента от выполнения обязательств.

Договоры банковской гарантии могут заключаться кредитными (страховыми) организациями на любую необходимую сумму и практически на любые сроки не только с юридическими лицами, но и с ИП.

На основании п.1 ст.369 ГК РФ, банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Таким образом, банковская гарантия является одной из форм обеспечения обязательств и представляет собой поручительство банка*, который гарантирует выполнение обязательства, взятого на себя компанией, обратившейся за такой гарантией.

*Иной кредитной организации, имеющей соответствующую лицензию ЦБ РФ.

В соответствии со ст.368 ГК РФ, по договору банковской гарантии банк выступающий поручителем выдает по просьбе клиента (принципала), письменное обязательство уплатить кредитору клиента (бенефициару) денежную сумму* по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

*В соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.

Предоставление банковской гарантии в некоторых случаях является обязательным, например:

  • для заключения государственных контрактов,
  • при выполнении государственных заказов,
  • для участия в тендерах, торгах, конкурсах,
  • и т.п.
Согласно п.2 ст.369 ГК РФ, за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Выдача гарантий банками относится к банковским операциям в соответствии с п.8 ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с положениями пп.3 п.3 ст.149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по исполнению банковских гарантий:

  • выдача и аннулирование банковской гарантии,
  • подтверждение и изменение условий указанной гарантии,
  • платеж по такой гарантии,
  • оформление и проверка документов по этой гарантии.
Соответственно, НДС с суммы вознаграждения банком-гарантомкомпании-принципалу не предъявляется.

Иначе обстоит дело с гарантиями, выдаваемыми страховыми организациями. Когда гарантом является страховая компания, то вознаграждение за ее услуги облагается НДС. Суммы «входящего» НДС с вознаграждения гаранту компания-принципал может принять к вычету при соблюдении условий, указанных в п.1 ст.172 НК РФ.

В нашей статье будут рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на вознаграждение гаранту у организации-принципала.

Бухгалтерский учет вознаграждения гаранту

Необходимо отметить, что бухгалтерский учет вознаграждения гаранту напрямую зависит от вида обязательства, в обеспечение исполнения которого была выдана банковская гарантия.

Ситуация 1: Банковская гарантия получена для обеспечения исполнения обязательств по оплате приобретаемого имущества.

Если покупатель предоставляет продавцу имущества банковскую гарантию, то вознаграждение гаранту является расходом, непосредственно связанным с приобретением такого имущества.

Согласно п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности:

  • затраты на приобретение самого объекта имущества,
  • уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту,
  • наценки (надбавки),
  • комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям,
  • таможенные пошлины и иные платежи,
  • затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 и п. 8 ПБУ 6/01, в фактическую стоимость активов включаются иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ и ОС.

Таким образом, суммы вознаграждения гаранту включаются в фактическую себестоимость приобретаемых активов, если банковская гарантия была выдана до принятия к учету данных активов.

При этом делаются следующие проводки:

  • Дебет счета учета активов (01/07/08/10/41 и т.п.)Кредит - отражена сумма вознаграждения гаранту, включенная в фактическую стоимость актива.
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит
Если же гарантия выдана после того, как фактическая стоимость активов была сформирована, то суммы вознаграждения гаранту учитываются в составе прочих расходов:
  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена сумма вознаграждения гаранту, не включенная в фактическую стоимость актива.
Ситуация 2:

Если банковская гарантия получается заемщиком в целях получения заемных средств, то в соответствии с п. 3 ПБУ 15/2008, расходы на вознаграждение гаранту относятся к иным расходам,непосредственно связанным с получением займов (кредитов).

На основании п.7 ПБУ 15/2008, расходы по займам признаются прочими расходами.

Согласно п.8 ПБУ 15/2008, дополнительные расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора).

Соответственно, организация в учетной политике для целей бухгалтерского учета должна закрепить метод учета дополнительных расходов по займам:

  • Либо единовременно в том отчетном периоде, к которому они относятся (п.6 ПБУ 15/2008),
  • Либо равномерно в течение срока займа (п.8 ПБУ 15/2008)*.
*В настоящее время в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Однако, затраты на вознаграждение гаранту, связанные с получением заемных средств не относятся к каким-либо определенным активам, в связи с чем организация должна предусмотреть и этот момент в своей учетной политике (отразить такие расходы можно в составе прочих оборотных активов).

В бухгалтерском учете необходимо будет отразить следующие проводки:

  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - отражена оплата вознаграждения гаранту.
Ситуация 3:

Суммы вознаграждений гаранту по гарантиям, связанным с прочими обязательствами (например, с заключением государственных контрактов и выполнением государственных заказов) учитываются в составе:

  • расходов по обычным видам деятельности,
  • либо в составе прочих расходов,
в зависимости от вида обеспечиваемых гарантией обязательств компании.

В случае, если банковская гарантия связана с исполнением обязательств по договору, получение доходов по которому ожидается в течение нескольких отчетных периодов, расходы на вознаграждение гаранта следует обоснованно распределить между отчетными периодами в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99.

В противном случае вознаграждение гаранта учитывается в том отчетном периоде, в котором был осуществлен данный расход.

В бухгалтерском учете вознаграждение гаранта отражают следующими проводками:

  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена сумма (полностью либо частично) вознаграждения гаранту.
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - отражена оплата вознаграждения гаранту.

Налог на прибыль

Расходы на вознаграждение гаранта уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при соблюдении условий, изложенных в п.1 ст.252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Порядок учета расходов на вознаграждение по банковской гарантии в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, зависит от вида обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия.

Кроме того, имеет значение, является ли гарантом банк или страховая компания.

Ситуация 1: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения обязательств по оплате приобретаемого имущества.

В соответствии с п.2 ст.254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая:

  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям,
  • ввозные таможенные пошлины и сборы,
  • расходы на транспортировку,
  • иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.
На основании ст. 320 НК РФ, в сумму расходов на реализацию товаров включаются расходы налогоплательщика - покупателя товаров:
  • на доставку этих товаров,
  • складские расходы,
  • иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров.
При этом, к прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном периоде, и транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Соответственно, если получение гарантии непосредственно связано с приобретением товара, организация вправе включить сумму этого вознаграждения в стоимость его приобретения, увеличив таким образом, сумму прямых расходов.

Согласно ст.320 организации необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок формирования стоимости приобретения товара.

Согласно п.1 ст.257 НК РФ, первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При этом,расходы на оплату услуг банков так же можно признать:

  • в качестве косвенных расходов, связанных с производством и реализацией (ст.320 НК РФ),
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.25 п.1 ст.264),
  • в составе внереализационных расходов (пп.15 п.1 ст.265 НК РФ).
Согласно п.4 ст.252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить , к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Обобщая вышесказанное, в случае получения гарантии для обеспечения обязательств по оплате ТМЦ, ОС и прочих активов, компании самостоятельно выбирают способ включения расходов на вознаграждение гарантов в целях налогового учета и закрепляют этот способ в учетной политике.

Ситуация 2: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения долговых обязательств (займов, кредитов и пр.).

Вознаграждение за гарантию, полученную для обеспечения исполнения займов и кредитов, учитывается в составе внереализационных расходов согласно:

  • пп.15 п.1 ст.265 НК РФ (по банковской гарантии)
  • пп.20 п.1 ст.265 НК РФ (гарант - страховая компания),
так как расходы на вознаграждение гаранту непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

При этом следует учитывать, что всоответствии с пп.2 п.1 ст.265 НК РФ, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида , признаются налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 НК РФ.

Вышеуказанными особенностями являются установленные лимиты, в пределах которых можно учесть проценты для целей налогового учета по налогу на прибыль в соответствии со ст.269 НК РФ.

Соответственно, у организаций, оплачивающих вознаграждение банку за выдачу гарантии в процентах, возникает налоговый риск, в случае если суммы такого вознаграждения не укладываются в лимиты, установленные 269 статьей НК РФ.

Согласно разъяснениям Минфина, данным в Письме от 16.01.2008г.№03-03-06/1/7, налогоплательщикам, в случае определения суммы вознаграждения за предоставление банковской гарантии в процентах, необходимо применять положения ст.269 НК РФ:

«Принимая во внимание, что по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам.

Так, согласно п. 3 ст. 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Особенности налогообложения расходов в виде процентов по долговым обязательствам установлены ст. 269 Кодекса.»

Поэтому, если организация придерживается позиции, что вознаграждение гаранта не связано с пользованием заемными средствами и, соответственно, учитывает расходы на вознаграждение гаранту, выраженное в процентах, в полном размере, превышая при этом установленный ст.269 НК РФ лимит, то у нее может возникнуть необходимость отстаивать свою позицию в суде.

Обратите внимание: В соответствии с мнением Минфина, выраженном в Письме от 01.08.2005г. №03-03-04/1/111, расходы по получению банковской гарантии, при условии их обоснованности, обеспечивающей полученные займы, использованные на приобретение МПЗ, ТМЦ и ОС, включаются в стоимость данных активов.

Ситуация 3: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения прочих обязательств.

На основаниипп.25 п.1 ст.264 НК РФ, к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если эти расходы связаны с производством и реализацией, а в остальных случаях согласнопп.15 п.1 ст.265 НК РФ, расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.

Как уже упоминалось выше, в соответствии с п.4 ст.252 НК РФ, компания-принципал вправе самостоятельно определить каким образом будут учтены расходы на вознаграждение гаранту, закрепив выбранный способ в учетной политике для целей налогообложения.