Древнееврейский язык. Иврит Определенный артикль в древнееврейском и арамейском языке

В переводе с древнееврейского Лешон hа-Кодеш — Святой Язык (или тайный, сокрытый). «Святой» он для евреев — потому, что образный , в отличие от идиша и иврита. Но многие евреи просто читают его, как алфавит, не знают образные значения, потому что к расшифровке текста допускаются только мужчины, и только после 40 лет; это у них называется , т.е. познание зашифрованной мудрости.

Форма письма лашенкойдеша

Форма письма лашенкойдеша отличается от других языков, которыми пользуются белые народы, жёлтые, красные, чёрные, отличается тем, что начертательные формы имеют иную, не Земную форму отображения . Начертание каждой буквы лашенкойдеша связано с прообразом звёздных структур, которые наблюдали предки древних евреев на своей прародине (на Земле Эден и Земле Нод).

* Т.е. раз они жили в другой Звёздной системе, то и созвездия у них были другие. Потому что начертательная форма наших буквиц тоже связана с определёнными созвездиями, допустим, созвездие Кассиопея — получились буквы W, M, ∑, З . Звёздное небо же вращается, и как бы начертательная форма меняется. Соединяем отрезками созвездие Большой Медведицы и получается рисунок, точно также они соединяют свои созвездия и получаются буквы.

Каждая буква лашенкойдеша имела 22 значения – 1 числовое и 21 образное (тайное, символьное, особое, божественное, элементарное и т.д.). Также определённые буквы выполняли роль математических знаков: сложение, вычитание, умножение и деление.

Совокупность написания букв давала три смысла:
1. Простой — для непосвящённых (или как они говорили: «для профанов»).
2. Символьный или образный — для посвящённых (или как они называли: «для адептов»).
3. Тайный — для особо посвящённых (их называли: «раввины», «раби», «магистры», «рахданиты» и т.д.). Т.е. это была группа особо посвящённых, которые знали информацию, а двум нижним уровням её не давали. Их любимая фраза во времена существования Римской империи была: «То, что положено Юпитеру, не положено быку» .

Написание текста происходило справа налево .

В еврейском алфавите 22 буквы, каждая буква имела свой особый статус: 3 буквы считались основными, 7 двойными (т.е. в обиходе они читались и мягко и твёрдо, или имеют обычную и конечную формы), и 12 простых букв.

Как правило, лашенкойдеш («еврейскую азбуку») записывали в круге, который делили на 12 частей (это простые буквы), в него вписывали (двойные буквы), а в центре звезды – треугольник (основные буквы).

* Зодиакальная и другие их системы (та же каббалистическая) – они были переделаны под наши, т.е. когда прибыли на Мидград, они привели свои системы в соответствие с теми знаниями, которые были у народов Мидгард-Земли. Поэтому сейчас в значениях их букв созвездия, которые можно видеть с Мидгарда. С кем бы они ни общались, они брали знания от каждого народа себе. И если воевали с каким-то народом, то в первую очередь уничтожали библиотеки, а всё необходимое для себя оставляли.

Образы лашенкойдеша

Даже в ульпанах… при изучении Каббалы дают всего три значения: числовое, таинственное и образное. Здесь перечислены 10 значений.

1. Алеф (основная). Числовое значение – 1. Таинственное значение – человек. Каббалистическое значение – точка опоры. Энергетическое значение – энергия жизни. Символьное значение – воля. Особое значение – корона. Божественное значение – господство над самим собой. Интеллектуальное значение – изнурение плоти. Вещественное значение – хитрость, жадность. Небесное значение – Солнце.

2. Бет (двойная). Числовое значение – 2. Таинственное значение — рот человека. Каббалистическое значение – таран. Энергетическое значение — энергия иных сущностей (вампирическая энергия). Символьное значение – знание. Божественное значение — мысль. Интеллектуальное значение — наука. Вещественное значение — высокомерие, зависть. Небесное значение – Луна. Особое значение — мудрость. Особо-таинственное значение — дом.
* Особо-таинственная форма этой буквы стала после перестройки 1991.

3. Гимель (двойная). Числовое значение — 3. Таинственное значение — берущая рука. Каббалистическое значение — мужская сила. Энергетическое значение — энергия космоса, (или энергия эфира). Символьное значение — действие. Особое значение — понимание. Божественное значение — нежность. Интеллектуальное значение — потребность наслаждений. Вещественное значение — сластолюбие. Небесное значение – Земля (планета).

4. Далет (двойная). Числовое значение – 4. Таинственное значение – грудь. Каббалистическое значение — женская сила. Энергетическое значение — энергия Души (или психическая энергия). Символьное значение — реализация. Особое значение — милосердие. Божественное значение — мудрость. Интеллектуальное значение — мощь. Вещественное значение — гордость. Небесное значение — Юпитер. Особо-таинственное значение — огонь.

5. Гхе (в иврите «Гэ»). Числовое значение — 5. Таинственное значение — дыхание. Каббалистическое значение — линия без начала и конца, т.е. круг. Энергетическое значение — сила размножения. Символьное значение — вдохновение. Особое значение — устрашение или правосудие, т.е. или то, или другое. Божественное значение — мистические грёзы. Интеллектуальное значение — желание отдыха. Небесное значение — Меркурий. Вещественное значение – леность (т.е. лень). Скрытное значение — объединение вечно-мужественного и вечно-женственного начала. Действие – умножение (т.е. буква выполняет ещё и роль знака).

6. Вау (любимое слово нынешней молодёжи, т.е. учат шестую букву еврейского алфавита). Числовое значение — 6. Таинственное значение — глаз, ухо. Каббалистическое значение — страх. Энергетическое значение — интуиция. Символьное значение – испытание. Особое значение — красота, гармония. Интеллектуальное значение — свобода. Вещественное значение — обжорство. Небесное значение — Дева. Особо-таинственное значение — Вселенский Бог. Божественное значение — Душевный голод. Арифметическое действие – деление.

7. Зайн . Числовое значение — 7. Тайное значение – стрела. Каббалистическое значение – Дьявольское Начало. Энергетическое значение – ангел-хранитель. Символьное значение – победа. Особое значение – победитель. Божественное значение – торжество. Интеллектуальное значение – желание победы. Вещественное значение — величие, гнев. Небесное значение – Стрелец. Особо-таинственное значение – Духи неких форм жизни. Элементарное значение – собственность.

8. Хет . Числовое значение – 8. Тайное значение – поле. Каббалистическое значение – Материнская сила (или Сила Жизни. У серых генофонд передаётся по маме, поэтому и материнская сила). Энергетическое значение – энергия Судьбы или энергия Кармы. Символьное значение – равновесие. Особое значение – слава, вечность. Божественное значение – правосудие. Интеллектуальное значение – приманка отталкивания (т.е. как бы призвать к себе отталкивающую силу). Вещественное значение – обещание, угроза. Небесное значение — Весы. Особо-таинственное значение – мировая гармония. Математическое действие – сложение.

9. Тет . Числовое значение – 9. Тайное значение – кровля (т.е. крыша). Каббалистическое значение – мировое равновесие. Энергетическое значение – сила разума. Символьное значение – благоразумие. Особое значение – основание зарождения. Божественное значение – осторожность. Вещественное значение – страх. Небесное значение – Нептун. Интеллектуальное значение – мудрость. Особо-таинственное значение – Дух-покровитель.
* Теперь понятно, откуда пошло выражение: «Тет-а-тет »? Т.е. как бы благоразумие против благоразумия, разум против разума, мудрость против мудрости, Дух-покровитель против Духа-покровителя.

10. Йод . Числовое значение – 10. Таинственное значение – указательный палец. Каббалистическое значение – Бог, бытие и небытие. Энергетическое значение – энергия созидания. Символьное значение – удача. Особое значение – царство, реализация, существо. Божественное значение – Вера, потенциальное проявление вечности. Интеллектуальное значение – просвещение в высших науках. Небесное значение – Козерог. Вещественное значение – мужество, жестокость. Скрытое значение – божественная мысль и божественная наука. Особо-таинственное значение – порядок. Математическое действие – вычитание.

11. Каф (двойная). Числовое значение – 20. Таинственное значение – рука сжимающая. Каббалистическое значение — призрак, Дух. Энергетическое значение – чёрная дыра. Символьное значение – сила. Особое значение – распространение могущества, силы, а также соединение. Божественное значение – сила. Интеллектуальное значение – работа (в смысле — гешефт). Небесное значение – Лев. Особо-таинственное значение – сила человеческая.

12. Ламед . Числовое значение – 30. Таинственное значение – рука разжимающаяся. Каббалистическое значение – мужество. Энергетическое значение – энергия 3-х ангелов. Символьное значение – насильственная смерть. Особое значение – распространение могущества знаний. Божественное значение – терпение. Интеллектуальное значение – нравственность. Особо-таинственное значение – жертва Духовная (искупительная жертва). Небесное значение – Уран. Вещественное значение – опыт, безпечность. Скрытное значение – могущество.

13. Мем (основная). Числовое значение – 40. Таинственное значение – женщина (отсюда и «мэм» в английском языке. Также, как «вундеркинд» — все думают немецкое слово, а это на идиш: вундер – «чудо», кинд – «ребёнок», т.е. чудоребёнок). Каббалистическое значение – женственность. Энергетическое значение – сила развития. Символьное значение – превращение человека. Особое значение – закон. Божественное значение – надежда. Интеллектуальное значение – любовь. Вещественное значение – разрушение. Небесное значение – Сатурн. Особо-таинственное значение – смерть и возрождение.

14. Нун . Числовое значение — 50. Таинственное значение – плод. Каббалистическое значение – абсолют. Энергетическое значение – сила знаний. Символьное значение – человеческое начало. Особое значение – сила познания. Божественное значение – умеренность. Интеллектуальное значение – движение. Вещественное значение – подвижность. Небесное значение – водолей. Особо-таинственное значение – гармония сочетаний.

15. Самех . Числовое значение – 60. Таинственное значение – змея. Каббалистическое значение – прогресс. Энергетическое значение – сила творчества. Символьное значение – рок. Особое значение – движение вперёд. Божественное значение – сокровенная наука (сокровенное — т.е. тайное, сокрытое). Интеллектуальное значение – красноречие. Вещественное значение — рок. Скрытое значение – сила, могущество, агрессия. Небесное значение – Марс. Особо-таинственное значение — магический змей (жезл Моше).

16. Айн . Числовое значение — 70. Таинственное значение – материальная связь. Каббалистическое значение – тайна Энергетическое значение – магическая сила.

17. Пэ . Понятие — устная передача знания. Смысл названия буквы — рот. Форма — голова в профиль с открытым ртом. Число — 80. Пространство — Меркурий. Время — четверг. Человек — левое ухо. Качество — власть. Архетип — Аарон. Канал — от Гебура к Ход.

18. Цади . Понятие — вера праведника. Смысл названия буквы — праведник; сторона, бок; охотиться. Число — 90. Пространство — Водолей. Время — месяц шеват. Человек — верхняя часть желудка. Качество — вкус. Архетип — Асир. Канал — от Гебура к Тиферет.

19. Коф . Понятие — парадокс святости, отчуждение трансцендентной божественной жизненной силы материальной сферой. Смысл названия буквы — обезьяна; окружать; касаться; сила. Число — 100. Пространство — Рыбы. Время — месяц адар. Человек — селезёнка. Качество — смех. Архетип — Неффалим. Канал — от Бина к Хесед. Вездесущность — искупление павших искр.

20. Рэш . Понятие — способность начать процесс исправления ейш (вещественности) Мироздания. Смысл названия буквы — голова, начало; бедный человек. Форма — затылок, видимый в профиль. Число — 200. Пространство — Сатурн. Время — пятница. Человек — левая ноздря. Дар — безмятежность. Архетип — Иосиф. Канал — от Тиферет к Йесод.

21. Шин . Понятие — колышущаяся, как пламя, изменчивость всех вещей происходит из вечного и неизменного Источника. Смысл названия буквы — зуб; год; изменение; безмятежность; спать; учить; два; острый. Форма — три штриха Вау поднимаются, как языки пламени, из общей исходной точки. Число — 300. Пространство — небо. Время — лето. Человек — голова. Качество — любовь, проявляющаяся как огонь. Архетип — Машиах Бен Йосеф. Канал — от Хохма к Бина.

22. Тав . Понятие — отпечаток, который вера в вездесущность бога оставляет на человеке; сверхсознательный опыт. Смысл названия буквы — знак; отпечаток; код. Форма — штрих Далет, как бы ставящий печать сверху на штрих Нун. Число — 400. Пространство — Юпитер. Время — суббота. Человек — рот. Качество — милость. Архетип — Давид. Канал — от Йесод к Малхут.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, язык, распространённый в древней Палестине. Приблизительно до 2 века находился как в устном, так и в письменном употреблении, затем использовался как письменный язык евреев средних веков и Нового времени. Искусственно возрождённая форма древнееврейского языка - иврит. Древнееврейский язык зафиксирован в эпиграфических памятниках (с конца 10 века до нашей эры) и в своде текстов, сформировавших к 3 веку до нашей эры канон Ветхого Завета. Древнееврейский язык последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры отражён в ранней раввинистической литературе (так называемый мишнаитский древнееврейский язык).

Древнееврейский язык относится к ханаанейской подгруппе семитских языков. В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты; в Ветхом Завете географическая вариативность языка не прослеживается. Языковая специфика архаической поэзии (например, Песнь Деворы в 5-й главе Книги Судей) и поздних прозаических памятников (книги Ездры, Неемии, Есфири и др.) обусловлена временем создания этих памятников и их жанровыми особенностями.

В консонантизме древнееврейского языка 23 фонемы (утрачены прасемитские межзубные, эмфатический латерал, увулярные; сохраняется неэмфатический латерал ŝ). Все согласные, кроме гуттуральных и r, могут быть удвоены. Глухие и звонкие смычные фонемы (р, t, k, b, d, g) имеют спирантные варианты с тенденцией к их превращению в самостоятельные фонемы. В вокализме 7 полногласных фонем (å, а, ä, е, i, о, u) и 4 редуцированные (ǝ, ă, å, а), фонологический статус редуцированных гласных (в частности, характер оппозиции «ǝ - нулевой звук») не вполне ясен. Ударение фонологически значимо (сравни bǻnu ‘в нас ‘ - bǻnú ‘они построили ‘), хотя большинство словоформ имеют ударение на последнем слоге. Подвижность ударения при словоизменении обусловила возникновение сложной системы вокалических чередований.

В именной морфологии - противопоставление мужского рода (не маркирован) и женского (с показателями -å, -Vt), единственного и множественного числа (показатель мужского рода -im, женского - -ot). У некоторых типов имён при образовании множественного числа наблюдается аблаут (сравни mäläk ‘царь ‘ - множественное число målåkim). Показатель двойственного числа -аyim присоединяется к ограническому кругу лексем. Падежные отношения выражаются аналитически (прямой объект оформляется предлогом?et; принадлежность - соположением вершинного и зависимого имени, иногда с фонетическими изменениями: dåbår ‘слово ‘, dåbar dawid ‘слово Давида ‘). Имеется окончание -å с направительным значением (уаmm-å ‘к морю ‘). Определённый артикль имеет вид ha-.

В глагольной морфологии - редуцированная система пород (5 пород), «внутренний» (апофонический) пассив, суффиксальное (перфект) и префиксальное (имперфект) спряжения, выражающие значения прошедшего и будущего времени (сравни kåtab ‘он написал ‘ - yiktob ‘он напишет ‘). Значение настоящего времени выражается активным причастием (hu koteb ‘он пишет ‘). В повествовательном тексте сочетания форм перфекта и имперфекта с союзом wå/wa ‘и ‘ имеют значения, противоположные значениям этих форм без данного союза: сравни wǝkåtab ‘он напишет ‘ (wǝ с перфектом) - wayyiktob ‘он написал ‘ (wa с имперфектом); интерпретация этого явления остаётся спорной. Имеются наклонения: императив (kǝtob ‘напиши ‘), когортатив (только в 1-м лице: ?äšmǝr-å ‘да сохраню я ‘), у некоторых глаголов - юссив (сравни имперфект уåkum ‘он встанет ‘ - юссив уåkom ‘пусть он встанет ‘). 2 инфинитива - сопряжённый (kǝtob), абсолютный (kåtob).

Нейтральный порядок слов - «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

В лексике: арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках - грецизмы и латинизмы.

Эпиграфические памятники древнееврейского языка записаны близким к финикийскому письму палеоеврейским письмом (консонантным алфавитом с ограниченным применением знаков W, Y и Н для передачи гласных), вышедшим из употребления в последние века до нашей эры и сменившимся так называемым квадратным письмом (смотри Западносемитское письмо). В середине 1-го тысячелетия нашей эры для последовательной передачи гласных фонем была разработана система диакритических знаков.

Лит.: Gesenius W., Kautzsch Е. Gesenius ‘ Hebrew grammar. Oxf., 1910. L., 1985, Joüon Р., Muraoka Т. А grammar of Biblical Hebrew. Roma, 1991-1993. Vol. 1-2.

Словари: Brown F., Driver S. R., Briggs С. А. The Hebrew and Aramaic lexicon. Boston, 1906. Peabody, 1996; Kohler L., Baumgartner W., Stamm J. J. The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament. Leiden а. о., 1994-2000. Vol. 1-5.

В библейские времена древнееврейский язык именовался «ханаанским» (Ис. 19:18) и «иудейским» (Ис. 36:11). В библеистике его называют «библейский иврит».

Древнееврейский язык принадлежит к группе семитских языков. На них говорили на обширной территории от Средиземного моря на западе, и до гор за долиной реки Евфрат на востоке, от Армении на севере, и до южной оконечности Аравийского полуострова на юге.

Название «семитский» происходит от имени Сима, старшего сына Ноя.

С конца II по XIX в. после Р.X. иврит был мёртвым языком. Образованные евреи знали иврит, писали на нём книги, молились на нём, общались с евреями из других стран (если у них не было другого общего языка) - но, как правило, не использовали его в повседневной речи. До сих пор часть ортодоксальных иудеев отводит ивриту роль священного языка, на котором нельзя обсуждать мирские проблемы, и пользуется ивритом лишь в синагоге. С их точки зрения иврит является языком, на котором говорил Господь с Адамом.

Возрождение иврита как разговорного языка произошло в конце XIX в. когда евреи из разных стран начали переселяться в Палестину. После провозглашения Израилем независимости в 1948 г. иврит стал официальным языком еврейского государства.

Иврит бытует в нескольких произносительных нормах, важнейшие из которых - ашкеназская (в среде выходцев из Восточной Европы) и сефардская (выходцы из Средиземноморья и стран Ближнего Востока). Господствующей сделалась последняя, близкая, как полагают, к древнему произношению.

У древнееврейского языка есть свои яркие особенности. Одна из них заключается в том, что отвлечённые понятия с трудом передаются на древнееврейском языке, ему свойственны краткость и конкретная образность. Язык образов чаще всего базируется на реалиях повседневной жизни и поэтому не представляет особых трудностей для перевода, однако иногда труден для понимания. В Священном Писании используются все стандартные фигуры речи и литературные приёмы для передачи образной речи, например, «звезда» или «лев» обозначают героя, «скала» - символизирует убежище, «свет» - жизнь или Божественное откровение, «тьма» - бедствия или неведение. Широко используются описания органов тела для того, чтобы показать состояние человека, например, слова «…утроба наша прильнула к земле» (Пс. 43:26) означают скорбь.

В древнееврейском языке широко распространено перенесение терминов, описывающих отдельные части тела или человеческую деятельность, на неживую природу, в результате чего природа становится антропоморфной. Например,говорится о «голове» горы, «лице» («лике») Земли, «устах» (входе) пещеры, «шествии» (течении) воды.

В древнееврейском языке события не просто описываются, но живописуются. Они воспроизводятся так, словно происходят перед глазами. Такие свойственные еврейскому языку выражения, как «он поднялся и пошёл», «он поднял свой взор и увидел», «он возвысил голос и заплакал», показывают, как выразителен и силён этот язык.

Существуетглубокоесоответствиемеждуязыкомибиблейской ветхозаветной мыслью. Многие имена людей и названия мест в Ветхом Завете становятся понятнее при знании древнееврейского языка. Само священное имя Бога, «Господь» (Яхве), происходит от древнееврейского глагола со значением «быть» (или «вызывать к существованию»).

Краткий самоучитель древнееврейского языка

Древнееврейский язык относится к семитской группе языков, в которую входят также (финикийский, арамейский, арабский, и др.). В последствии греки заимствовали письмо у финикийцев, а уже от греческого алфавита произошли латиница и кириллица/глаголица. Письменность на еврейском языке является одной из первых на земле. Предполагается что первые тексты вошедшие в Ветхий завет были датированы 1200 г. до н.э. Первая же письменность на этом языке зародилась в середине II-го тысячелетия до н.э.

В силу того, что писали тогда преимущественно на камне путём выбивания знаков каким-либо заострённым предметом удерживаемым левой рукой и ударами молотка зажатого в правой руке – писать было проще не с лево на право, а с права на лево. При этом не было разделения на заглавные и строчные буквы. Также, учитывая несовершенство и сложность письма – выбивались только буквы соответствующие согласным звукам. Например, слово “Человек” при такой системе письма было бы записано как “КВЛЧ”, а слова “Дом”, “Дома”, “Дама” были бы записаны одним и тем же образом – “МД”. Навык же правильного чтения текстов передавался изустно.

С середины I тыс. н.э. еврейские учёные (масореты – от еврейского слова “масора”, что значит предание) стали обозначать гласные с помощью особых диакритических значков, проставленных в библейском тексте. Общепринятой стала Тивериадская система обозначения гласных, получившая своё имя от города Тиверии на берегу Геннисаретского озера, где жили наиболее известные масореты (VIII-X вв.).

До конца I в.н.э., как показывают свитки Мёртвого моря, разные рукописи Библии сильно отличались друг от друга. С конца I в.н.э. все еврейские общины, где бы они не находились, стали пользоваться списками Библии почти тождественными друг другу - по крайней мере в том, что касается согласных букв.

Когда в XVI в., под влиянием гуманизма и Реформации, среди ученых христианской Европы пробудился интерес к древнееврейскому языку, им пришлось столкнуться с серьёзной проблемой. Оказалось, что в разбросанных по всему миру еврейских общинах сложились непохожие друг на друга традиции чтения священных текстов. Доминировали в то время ашкеназская и сефардская. Основанное на сефардской традиции произношение древнееврейских звуков (Рейхлиновое чтение) стало общепринятым в европейских университетах. Эта же фонетика была положена и в основу фонетики возрождённого в XX в. иврита.

Обозначение согласных букв на письме (в скобках указывается вариант написания символа находящегося в конце слова):

Написание

Произношение

בּ

גּ

דּ

ךּ) כּ)

ך) כ)

ם) מ)

ן) נ)

-

ףּ) פּ)

ף) פ)

ץ) צ)

שׂ

שׁ

תּ


Обозначение гласных на письме на примере буквы בּ . Стремясь сохранить неизменным основной текст Писания, масореты обозначали гласные различными комбинациями чёрточек и точек под и над буквами:

Написание

Произношение

בִּ

בֵּ

בֶּ

בַּ

בָּ

А или О

בֹּ

בֻּ

בְּ

בֱּ

בֲּ

בֳּ

Правила прочтения достаточно громоздки и, к сожалению, не могут быть детально освещены в столь кратком изложении. Вместе с тем, в текстах подстрочника и прилагаемых симфоний для всех слов написанных на иврите приводятся облегчённая транслитерация на русский язык.

Древнееврейский язык

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, или древнеизраильский, на к-ром говорили древние евреи Палестины XV-XIV вв. до христианской эры, принадлежит к системе семитических языков и является наиболее известным нам наречием древнееврейско-финикийского или ханаанейского языка. Наиболее важные и наиболее многочисленные памятники Д. е. яз. сохранились в Библии. С появлением на Ближнем Востоке в качестве крупной экономической и политической силы арамейцев, владевших главными торговыми путями, Д. е. яз. начинает постепенно вытесняться арамейским, в особенности начиная с персидской эпохи, когда арамейский язык стал официальным языком западной части персидского государства. Значительно быстрее процесс вытеснения Д. е. яз. пошел со времени Александра Македонского, когда евреи, эмигрировавшие из Палестины, стали говорить в Египте и Малой Азии на греческом языке, а в Месопотамии - на арамейском. В Палестине же процесс вытеснения шел несколько медленнее. В эту эпоху Д. е. яз. уже несколько изменился; в нем появляются новые морфологические и синтаксические факты, много слов, заимствованных из арамейского, греческого и латинского яз. Однако в I веке до христианской эры и здесь еврейское население городов говорило уже по-арамейски, за исключением небольшой прослойки, имевшей отношение к культу и религиозным школам. Земледельческое же население, жившее натуральным хозяйством и оторванное от городов, продолжало говорить на Д. е. яз. значительно дольше; об этом свидетельствует богатая сельскохозяйственная терминология, встречающаяся в Мишне и других сборниках II и III вв. Начиная с IV в. Д. е. яз. окончательно перестает быть разговорным. В качестве же яз. литературного и письменных сношений он продолжает употребляться и в последующие века и отчасти до последнего времени (см. Древнееврейская литература).
По характеру своих корней Д. е. язык довольно близок к арамейскому, однако содержит много элементов, сближающих его с вавилонским яз. По типу развития, особенно по количеству гласных в слове, он занимает среднее место между классическим арабским и арамейским; в то же время в нем сохранилось много черт значительно большей древности, чем в этих последних языках. Следует однако заметить, что традиция нам сохранила Д. е. яз. в том виде, в каком он был незадолго до IV в.; в более древние времена он был гораздо богаче грамматическими формами, что видно из составных собственных имен и из некоторых сохранившихся более древних выражений.

ГРАФИКА Д. е. яз. состоит из 22 согласных букв так называемого квадратного шрифта, выработавшегося постепенно из древнеарамейского алфавита, который в свою очередь произошел из старофиникийского. Гласные обозначаются системой знаков, ставящихся под и над буквами, так называемой пунктацией, изобретенной не раньше VI века после христ. эры. Древнейшие надписи начертаны старофиникийским алфавитом.
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ
Библиография:
Гезениус В., Еврейская грамматика, перев. К. Коссовича, СПБ., 1874; Крымский А., Семитские языки и народы, ч. 1, М., 1903; Stade В., Lehrbuch d. Hebraischen Grammatik, Lpz., 1879; Noldecke Th., Die Semitischen Sprachen, Lpz., 1899; Gesenius W., Hebrasche Grammatik, umgearbeitet von E. Kautsch, 28 Aufl., Lpz., 1909; Beer G., Hebraische Grammatik, Sammlung Goschen, Berlin, 1915; Bauer H. und Leander P., Historische Grammatik d. Hebraischen Sprache, Halle, 1916.

  • - см. Иврит...

    Большая Советская энциклопедия

  • - относится к семитским языкам. Древнейший памятник - Ветхий Завет. Современный потомок древнееврейского языка - иврит...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Язык, от которого в ситуации посткреольского континуума произошел данный креольский язык. Обычно это язык бывшей колониальной державы...
  • - Язык, обработанный в соответствии с языковыми нормами Кодифицированные формы языка: 1) литературный язык; 2) терминология. Некодифицированные формы существования языка: 1) диалекты; 2) просторечие; 3) жаргоны...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1. Функциональный тип языковых образований, к которому принадлежат: 1) языки национальных меньшинств в многонациональном государстве...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, на котором было впервые изложено, записано, а затем и канонизировано то или иное религиозное учение: ведийский, древнееврейский, пали, латинский, классический арабский, старославянский и другие языки...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - древнеевре/йский...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОСНЕ́ТЬ, -е́ю, -е́ешь; несов., в чём. Пребывать, находиться в каком-н. тяжёлом, предосудительном состоянии. К. в невежестве. К. в пороках. К. в разврате...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - древнеевр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Жарг. студ. Шутл. Иностранный язык. ...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - Язык, отличающийся широким спектром социальных и коммуникативных функций языка в культурной, политической, социально-экономической и частной жизни народов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Древнееврейский язык" в книгах

Глава 5 «ЯЗЫК ДЛЯ СВОИХ» и «ЯЗЫК ДЛЯ ЧУЖИХ»

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ

Из книги Священная Терапевтика автора Алеф Зор

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ

Латинский язык - язык образов и целей

автора

Латинский язык - язык образов и целей Я утверждаю, что в Средние века, когда действующий ум всё больше начал обосабливаться от разума и обретать силу, русскими или потомками русских в Европе был создан язык, который полностью отвечал потребностям нового времени. Этот

Санскрит - язык познания ума, язык состояний

Из книги Превращение в Любовь. Том 2. Пути небесные автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Санскрит - язык познания ума, язык состояний Латинский - это прикладной мирской язык, который показывает, что и как делать с помощью ума; он же язык магии. А санскрит - это метаязык по отношению к латинскому. Латинский язык - это язык образов и целей. А санскрит - это язык

Я древнееврейский бы выучил только за то…

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Я древнееврейский бы выучил только за то… О великий и могучий, правдивый и свободный! И.С. Тургенев На всей земле был один язык, одни и те же слова. ТаНаХ Читателю наверняка известно библейское сказание о Вавилонской башне, которое упоминается в главе одиннадцатой

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

2. Древнееврейский источник о потомках Яфета Как известно, старинные авторы относили славян к потомкам Яфета. Имеется древнееврейский источник, относящийся к X (или даже IX) в., трактующий о потомках Яфета, - это родословная таблица народов в книге Иосифа бен Горион, или

Древнееврейский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте:

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте: «Книги о съездах партии, о В. И. Ленине, революции ‹…› помогают формировать морально-политический облик поколений, в основе которого коммунистическая идейность, преданность

Военный канон: язык и реальность, язык реальности

Из книги Военный канон Китая автора Малявин Владимир Вячеславович

Военный канон: язык и реальность, язык реальности Итак, в традиционной китайской стратегии изначально присутствовали очень разные и даже как будто взаимоисключающие идейные посылки, принадлежавшие разным философским школам классической древности. Мы находим в ней и

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим

Из книги Квантовая психология [Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир] автора Уилсон Роберт Антон

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим В 1933 году в «Науке и психическом здоровье» Альфред Коржибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является». (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y».

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык Несомненно, что не все наше мышление вербально. Бесспорно тем не менее следующее. Чтобы интеллект ребенка мог нормально развиваться, ребенок должен вовремя и нормально

Часть I Древнееврейский фон

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Часть I Древнееврейский фон И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и Дьявола, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему{ 10 }. LXX Зах.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК язык, на к–ром написано подавляющее большинство книг ВЗ. В библ. времена он именовался «ханаанским» (Ис 19:18) и «иудейским» (Ис 36:11). Одной из отличительных его особенностей является устойчивость в грамматич. отношении на протяжении мн. веков и