Анализ послания А. Пушкина «Во глубине сибирских руд

«Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия . В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...», анализ которого представлен в этой статье, обращено к тем из друзей, кто были единомышленниками лирического героя, «горевшего» желанием освободить родину от «гнета власти роковой». Послание «К Чаадаеву» (1818), содержавшее эти образы, становится реминисцентным фоном для него.

Временная дистанция, возникающая при сопоставлении двух посланий, важна для выявления постоянства в отношении к друзьям, верности идеалам юности. Новым аспектом является стремление подвести итог деятельности поколения, вписать современные, животрепещущие события в историю, показав значительность вклада единомышленников в развитие цивилизации. Они «братья» всех борцов за свободу, на их долю выпало принять «меч» у предшественников (образы из последней строфы послания «Во глубине сибирских руд...»), чтобы вступить в поединок с теми, кто обрекает людей на участь рабов, влачащих жизнь в «оковах», заключенных в «темницы» (там же).

Как и раннее стихотворение, послание к пребывающим в «каторжных норах», за «мрачными затворами» друзьям написано четырехстопным ямбом. За образом реальной неволи просвечивает обобщенный смысл. Она становится ценой за «дум высокое стремленье», конкретные проявления которого можно восстановить, прислушавшись к откровенным признаниям лирического героя вольнолюбивой поэзии Пушкина. Он одушевлен просветительскими идеалами, согласившись с тем, что свобода — естественное право каждого, соблюдать которое призван закон. Его попрание власть имущими воспринимается им как личное оскорбление.

Новаторством Пушкина является ощутимость в передаче бедственных обстоятельств, в которых оказались наследники радищевского «мстителя» (строфы 13, 16). Как и в оде Радищева, в послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина превалирует жизнеутверждающий пафос, возвышаются непримиримость к пороку и злу, бунтарство, готовность отдать все силы и саму жизнь за наступление желанной поры. Лирический герой стремится утвердить единомышленников в вере в то, что она придет, и ничего из нравственных и действенных проявлений их мировоззрения не пропадет даром:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Придет желанная пора!

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут...

Однако вход в царство свободы — это абстрактный образ, «братья меч... отдадут», возвращая его тем, кто первым поднял оружие против власти, в воображении, виртуально (слово «виртуально» существовало еще в античности, происходило от лат. «возможный, появляющийся при определенных условиях»). В реальности новые «мстители» (образ из оды Радищева) в Сибири, на каторге, в «мрачном подземелье», погружены в тяжкие, скорбные переживания. Перед ними выстроены «затворы», препятствующие тому, чтобы им были доступны выражение привязанности, эстетическое наслаждение. Свободный голос поэта может пробиться сквозь препятствия, и в нем узники должны услышать подтверждение своей правоты, признание высокого смысла своих страданий. Он может донести «любовь и дружество», пробудить бодрость духа, напомнить о надеждах юности:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье...

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Друзья снова вместе, общность мироощущения остается важнейшим фактором, позволяющим не чувствовать себя одиноким. Однако судьба единомышленников лирического героя оказалась отличной от его свободного будущего, они пострадали за свои убеждения, переживают «несчастье», объединившее их (для лирического героя, не отделяющего себя от единомышленников, важно подчеркнуть, что никто не в праве присоединять свое имя к братству мучеников — «Не пропадет ваш скорбный труд...», «ваши каторжные норы», «...и свобода/Вас примет радостно у входа...»). Делом они доказали могущество духа, преодолевающего слабости, побеждающего судьбу. До прекрасного будущего остался шаг, их победа несомненна: «оковы... падут», «темницы рухнут», нужно лишь сохранить «гордое терпенье». Но жизнь человека коротка, и не всем удастся войти в царство свободы.

Трагический отсвет падает и на предшественников, все борцы против неволи — герои, сознательно выбравшие скорбную судьбу. Трагический герой — особое понятие, термин, акцентирующий, что главным в участи персонажа становятся не положение жертвы обстоятельств, а волевое усилие, направленное на борьбу с ними, хотя ему известно об их силе, о том, что она превосходит возможности человека. Вступая в безысходный конфликт с судьбой, герой демонстрирует исключительность натуры. В стихотворении Пушкина «Во глубине сибирских руд...», анализ которого мы проводим, участники политических возмущений имеют характеристику трагических героев. В отличие от романтических произведений, максимализм, «дум высокое стремленье» каждого из них не превращает его в одинокого мечтателя или бунтаря. Это общее для всех «братьев» настроение, разделяемое единомышленниками в прошлом, настоящем и будущем, оно становится основой для создания образа, продолжающего представление Радищева о единстве «рати... бранной», поднимающейся на борьбу с «пороком, лжой и клеветой» (строфа 16 в его оде «Вольность»).

В послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина приметы «желанной поры» обрисованы обобщенно, как отсутствие насилия, неволи. Конкретику вносят переклички с другими произведениями — одой «Вольность» Радищева и вольнолюбивой лирикой самого автора. Они вызывают ассоциации (от лат. «соединение», связь между образами, понятиями, качествами, возникающая при определенных условиях, в искусстве по воле автора), способствуют появлению аллюзий (от лат. «намекать», соотнесение с известным литературным, историческим, мифологическим явлением), реминисценций (от лат. «смутное воспоминание», отзвук образа другого автора, вызывающий сопоставление). Автореминисцентный фон послания 1827 г. составляет стихотворение, написанное почти за десять лет до этого,— «К Чаадаеву» (1818).

Лирический герой послания «К Чаадаеву» также обращается к друзьям-единомышленникам, утверждая необходимость веры в будущее торжество прекрасных идеалов. Но в раннем стихотворении многие аспекты конкретизированы: поколение «любовников» свободы настолько остро воспринимает общественную несправедливость, что она вызывает потребность мести за поруганные идеалы; кроме этого, для него любовь к родине затмила все человеческие привязанности, оно слышит только ее «призыванье», стремясь освободить ее от «гнета власти роковой»; наконец, радость и наслаждение молодые бунтари находят только в борьбе, душа каждого из них нетерпеливо жаждет столкновения, томится в предчувствии победы, которая видится как «сладкое свиданье» с осуществленной мечтой. В послании «К Чаадаеву» проясняется и вопрос, какой награды за свой отказ от личных устремлений ждут борцы с самовластьем: «минута вольности» сама по себе станет «святым», сокровенным переживанием, а кроме того, в памяти потомков они останутся навсегда, так как именно им принадлежит честь («Пока сердца для чести живы...» — «К Чаадаеву») разрушения твердыни самовластья, на обломках которой будут означены их имена.

Связь между двумя посланиями выявляется не только на содержательном уровне (сходство в проблематике, обращенность к представителям одного поколения, близость мотивов самоотверженного служения и радости борьбы), но и в связи с фоническими (звуковыми) соответствиями. Эта поэтическая особенность придает сходству характер органичной, непосредственной, внутренней близости. Достигается впечатление с помощью одинаковых ассонансов. В послании «К Чаадаеву» основным звуковым повтором был звук «а» (на нем построены рифмы и первых трех четверостиший, и пятистрочного финала): славы, обман, забавы, туман, желанье, призыванье, упованья, свиданья; она, снаг, имена. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» он слышен во второй и третьей строфах: сестра, пора, до вас, глас. Ассонанс выделяет слова, значимые в создании эмоционального настроя.

Однако обращение к декабристам проникнуто не только радостной жаждой борьбы, но и скорбным переживанием. Поэтому звуковой повтор "а" сочетается с другим ассонансом. Мрачные эмоции передаются звуком «у» (руд, труд — первая строфа). Однако у него есть и другой смысл, так как из каторжных застенков совершается прорыв к неземному счастью, которое приносит вера в осуществление прекрасной цели (в послании 1827 г. ответом на «прекрасные порывы» юности, которые лирический герой посвящает освобождению отчизны — «К Чаадаеву», становится радостная встреча победителей: свобода «примет радостно» своих защитников у входа в отвоеванное ими для нее царство).

Внимательно вслушиваясь в звучание стихотворения «Во глубине сибирских руд...», вы заметите, что на фоническом уровне проявляется динамика чувств лирического героя: от скорби к уверенности в правоте дела, которому он и его друзья отдали молодость. Во второй и третьей строфах послания «Во глубине сибирских руд...» ударный «у» акцентирует те слова, где смыслом является вера в будущее (разбудит, дружество, дойдут). В четвертом четверостишии слова с ассонансом на «у» выделяются в сознании читателя, в связи с тем что составляют опоясывающую рифму. Это не случайно, так как они важны, выражая в полной мере исторический оптимизм лирического героя (падут, отдадут). Их дополняет еще одно слово, где звучит «у», находящееся на интонационно значимой позиции — на нем завершается восходящая интонация перед выводом (рухнут). В отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивающегося восклицанием («напишут наши имена!»), в послании «Во глубине сибирских руд...» последняя строчка, также имеющая значение желаемого итога, эмоционально нейтральна, в конце стоит точка («И братья меч вам отдадут.»). Волнение лирического героя обрывается на утверждении, которое передается словом с ассонансом на «у», звучащим в последней мужской рифме. Он неожиданно становится выражением не мрачных ощущений, а «бодрости и веселья» от предчувствия «желанной поры». Так на фоническом уровне появляется возможность зафиксировать мысль, кажущуюся преждевременной и неоправданно оптимистичной в скорбной действительности: декабристы войдут в историю не как преступники, обреченные закончить жизнь в темницах, а в образе героев, смысл бытия которых — в прорыве через борьбу и бедствия к победе и счастью. Наступит день, когда падут оковы неволи, пусть это будут не реальные цепи, не ощутимая весть освобождения для попавших в сибирские тюрьмы, но тем, чьи думы всегда имели «высокое стремленье», этот день принесет осуществление заветной мечты:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Последняя строчка послания — свидетельство восстановления исторической справедливости: для потомков битва за свободу будет восприниматься как единый процесс. Еще долго будет сверкать меч в руках тех, кто не может смириться с властью порока и зла, но взойдет «Звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), наступит «избраннейщий» день (образ из оды Радищева «Вольность»), и оружие вернется к первым мстителям. Такова историческая миссия необыкновенного поколения, из которого вышли борцы за честь родины и свободу мира («Хочу воспеть свободу миру...» — Пушкин. «Вольность»).

В 1827 году было напечатано стихотворение Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд», которое считается проявлением поэтом его гражданской позиции и мужества. Посвящено оно друзьям-декабристам, которые в это время были в сибирской ссылке. Горячо и искренне поэт вещает о том, что ждет амнистию друзей и надеется, что очень скоро они кажутся на свободе. Но исторические факты указывают на то, что освобождение для декабристов произошла лишь в 1855 году.

Поэт обратился к этой теме лишь только после того, как жены и невесты декабристов, не задумываясь, отправились в Сибирь, испытывая лишения. Эти женщины, совершив подвиг, лишились всего: положения в обществе, титула, богатства. Но это не остановила их. Особое впечатление произвела на поэта встреча с Марией Раевской перед ее отъездом к мужу. Некогда и сам Александр Пушкин был в нее влюблен. Она первой спешила к мужу - известному декабристу Сергею Волконскому, который должен был отбыть на каторге двадцать пять лет.

Основная стихотворная тема этого пушкинского произведения - это тема гражданина и гражданского долга, тема верности идеалам. Александр Пушкин создавал свое произведения, надеясь, что оно обязательно будет прочитано декабристами. Это послание для них, ведь среди декабристов, которые находились теперь на каторжных работах в Сибири и друзья его юности, с которыми он некогда учился в лицее в Царском селе. Он пытался донести им, что он своими мыслями находится с ними и продолжает надеяться на лучшее. Через весь текст стихотворения проходит мысль о том, что этот ужасный сон должен скоро закончится и эти люди снова окажутся на свободе. Отсюда и такой насыщенный и эмоциональный тон пушкинского стихотворения.

Известно из истории декабристского восстания, что они потерпели поражение. Но по-другому в то время и не могло быть, так как российское общество не было еще к этому готово. Но и декабристы тоже не могли поступить иначе, так как они были настоящими патриотами своей страны. И хотя они пострадали, были сосланы в рудник и вынуждены были стать каторжниками, но их движение не было напрасным и их действия нашли отклик во многих сердцах людей.

Одним их таких патриотов, которые поддерживали декабристов, был и Александр Пушкин. В то время, когда произошло восстание декабристов, поэт находился в ссылке. Но его сразу после произошедшего Николай Первый возвращает из ссылки и приглашает на беседу. Она была долгой, где царь пытался убедить поэта в том, что все его действия направлены лишь на благо народа. Внимательно выслушав его, Александр Пушкин остался при своем мнении и своих взглядов не изменил. Не стал он отрекаться и от своих друзей-декабристов. Но даже после разговора наедине с царем, понимая, какой опасности он себя подвергает, Александр Пушкин продолжает слать своим друзьям восторженные письма, в которых были стихи.

Итак, жанр пушкинского стихотворения «Во глубине сибирских руд» - дружеское послание, в котором отчетливо ясна и понятна гражданская позиция автора. Среди художественно-выразительных средств, которые использует поэт, выделяется особая терминология, которая указывает на восстание и на то, каковы его последствия: оковы, каторга, затворы, подземелье, темницы. Эпитеты автор использует часто, придавая особую поэтичность произведению: труд скорбный, затворы мрачные. Сравнения помогают передать отношения самого Александра Пушкина: норы каторжные, а глас поэта свободный.

В пушкинском тексте используется и аллитерация, которая придает тексту твердость и решительность. Это достигается путем многочисленного использования буквы «р» в первом четверостишье: сибирских, руд, терпенье, гордое, пропадет, труд, стремленье. Размер пушкинского текста - четырехстопный ямб.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Му­равьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. Пушкину стихами: «Струн вещих пламенные зву­ки…». Эти стихи также распространялись в списках.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его — дружеское послание.

Стихотворение построено на противопоставлении «мрачно­го подземелья» и «дум высокого стремленья», темницы и духов­ной свободы. Основная мысль этого стихотворения устремлена в будущее, и каждая следующая строка его как будто приближает это будущее. Причем сначала речь идет о духовных ценностях — надежда «разбудит бодрость и веселье», «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы», а затем внутренняя свобода становится свободой внешней, реальной:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

Внутренне стойкий человек, способный до конца бороться за свои идеалы, оказывается непобедимым и в конце концов дос­тигает этих идеалов. В этом основная мысль произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («гордое терпенье», «скорбный труд», «высокое стремленье», «в мрачном подземелье», «оковы тяжкие»), мета­фору («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и весе­лье», «свобода вас примет радостно у входа»), развернутое срав­нение («Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные зат­воры, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас»), аллитерацию и ассонанс («Во глубине сибирских руд Хра­ните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте вольно­любивой лирики А.С. Пушкина — оды «Вольность», элегии «Де­ревня», послания «Чаадаеву», стихотворений «Анчар», «Арион», политических эпиграмм поэта.

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут -- и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Переход на страницу .

Примечания

"Во глубине сибирских руд..." (стр. 165). Послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -- Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами. В словах "Храните гордое терпенье" они могли услышать отзвук лицейской "Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея" Дельвига, исполнявшейся лицеистами хором на акте по случаю первого выпуска. В песне были такие слова: Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде -- да, неправде -- нет, В несчастье гордое терпенье, И в счастье -- всем равно привет! Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы в начале января 1827 г. к мужу -- Никите Муравьеву -- в Сибирь. В своем ответе Пушкину декабрист А. И. Одоевский писал: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И -- лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард, цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, -- И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Стихи Пушкина и ответ Одоевского ходили в многочисленных списках по рукам и имели огромное революционизирующее значение. Слова Одоевского "Из искры возгорится пламя" В. И. Ленин взял эпиграфом для газеты "Искра". Переход на страницу